Средства логопедической работы с группой детей с ОНР

Любую коррекционную работу с дошкольниками, страдающими общими нарушениями речи, можно проводить лишь после того, как закончено комплексное обследование и поставлен диагноз речевого развития.

Критерии развития речи дошкольника

Обследование проводится с целью выявить следующие особенности речи дошкольника:

  • объем имеющихся навыков речи, насколько он соответствует нормативам;
  • насколько речевые навыки соответствуют психологическому уровню ребенка; насколько развиты дефекты речи; как проявляется компенсаторный фон; насколько активен ребенок в речевой и познавательной деятельности;
  • насколько хорошо усвоена звуковая составляющая речи;
  • насколько полон лексический запас;
  • насколько развит грамматический языковой строй.

Также изучается, насколько хорошо ребенок понимает чужую речь и насколько он активно использует собственную.

Коррекционную работу с дошкольниками, страдающими ОНР, проводят в группах, специально предназначенных для таких детей.

Обучающие задачи для коррекции речи

Главными обучающими задачами в этих группах являются:

  • овладение лексическими и грамматическими языковыми средствами;
  • формирование связной речи;
  • развитие фонетического аспекта речи: артикуляция, слух, звукопроизношение и др.;
  • формирование базовых навыков к звуковому синтезу и анализу;
  • усвоение элементов грамоты.

Насколько эффективно организована работа будет зависеть от организации обучающего процесса, от грамотного распределения учебной нагрузки, от соблюдения принципа преемственности между деятельностью воспитателя и педагога, которые должны стремиться реализовать общие образовательные задачи.

Развитие звуковой составляющей речи

Формирование звуковой речевой составляющей подразумевает систему упражнений артикуляционного характера; коррекцию недостатков в произношении сложных звуков; развитие правильного произношения слоговых словесных структур; формирование фонематического восприятия.

Любое индивидуальное занятие нужно начинать с предварительной отработки артикуляции звуков. Прежде чем начать прорабатывать звуки во время фронтальных занятиях по логопедии, их нужно научиться различать.

Логопед по время этих занятиях стремиться осуществить следующие цели:

  • отработать правильное произношение, откорректировать его и уточнить во время индивидуальной работы с ребенком;
  • если ребенок искаженно произносит некоторые звуки, откорректировать и автоматизировать правильное произношение;
  • помочь ребенку усвоить структуры слогов внутри слова;
  • формирование восприятия фонематической составляющей речи, основанное на ясной дифференциации звуков на слух;
  • подготовка ребенка к звуковому анализу и к синтезу.

Дети активно выполняют задания по выделению одного звука из заданного ряда. Также они работают и со слогами. Дошкольников учат определять, есть ли заданный звук в определенном слове, имеется ли в слове ударный гласный, можно ли выделить в прямом слоге гласный звук.

В какой последовательности и с какой скоростью будут продвигаться эти занятия, должно зависеть от индивидуальных особенностей речи дошкольников.

Во время обучения дошкольники учатся осознанно анализировать слова, определять их звуки, разбивать слова на слоги и отдельные звуки. Также дети должны научиться объединять звуки в целые слова. Всю эту работу нужно проводить с широким внедрением игровых методик.

Такой объем знаний дошкольники способны усвоить только при соблюдении принципа последовательности, дифференцированного подхода, учитывающего скорость развития каждого воспитанника.

Чтобы помочь детям овладеть речевыми звуками, можно проводить упражнения. При этом задания должны опираться на слуховое и кинестетическое восприятие. Это очень важно, так как позволяет водить в речь детей хорошо поставленные и уточненные звуки.

Все этапы коррекционной работы должны сопровождаться закреплением отработанного звука. Также необходимо следить за формированием дикции детей и помогать им решать трудности в произношении сложных звуковых структур внутри слова.

Чтобы окончательно закрепить правильное произношение любого звука или слова, нужно так подбирать речевой материал, чтобы одновременно учитывать развитие и лексических, и грамматических сторон речи.

Развитие грамотности

Формирование звукового произношения подразумевает и обучение ребят основам грамотности. Эта работа актуальна для детей 5-6 лет.

Коррекционная работа проводится со следующими целями:

  • подготовить дошкольников к полноценному обучению грамоте;
  • развить у дошкольников базовые навыки, необходимые для овладения чтением и письмом.

Для обучения грамоте подбираются материал, основанный на уже отработанных в произношении звуках. Комплекс занятий подразумевает соответствие между усвоенными звуками и формами звукового анализа, которые применяются во время чтения или письма.

Для развития способности к звуковому анализу проводятся специальные занятия, которые позволяют выделить все звуки в любом слове. Например, дети долгое время произносят гласные или звуки другого типа, громкое произношение губных звуков, выделение с помощью громкости взрывчатых звуков. Такой подход к упражнениям позволяет дошкольнику исследовать звуковой состав слов во время их проговаривания. Составляются специальные наглядные схемы, где роль звуков играют фишки.

Эта работа позволяет детям усвоить что означают такие понятия, как «звуки», «слова», «слоги», «предложения». Дошкольники также учатся различать звуки на твердые и мягки, на глухие и звонкие.

Дошкольники при умелом подходе способны научить также складывать из разных звуков короткие слоги и слова из трех букв.

Каждый день воспитатель должен уделять немного времени вечером для закрепления навыка складывания слогов и слов.

Буквы изучаются в той последовательности, которая зависит от сложности в артикуляции звуков. Внедряется этот подход на общих занятиях. Любое упражнение должно содержать игровые элементы. Также полезно использовать элементы соревнований.

Дошкольники тренируются подбирать слова, количество слогов в которых совпадает с количеством хлопков. Также им задаются слоги, из которых нужно придумывать целые слова. Еще интересное задание: добавить пропущенный в слове слог. Также дети с удовольствием отбирают изображения, названия которых состоят из заданного количества слогов.

По мере того, как дошкольники изучают буквы, они способны даже записывать эти слоги в словесные схемы.

Подобные упражнения сначала внедряются в занятия, как фрагменты. Постепенно они занимают роль ведущих упражнений, которые составляют главную часть индивидуальной работы воспитанников. Дошкольники начинают осознавать, что в каждом слоге есть гласный звук. А количество гласных звуков определяет количество слогов внутри слова.

Следующая ступенька – это обучение дошкольников разделять предложение на отдельные слова. Так дети учатся определять, сколько слов в предложении и в каком они располагаются порядке. Предложения нужно подбирать так, чтобы их содержание было хорошо знакомым для детей.

Формирование слухового восприятия

Первый этап включает в себя задания, которые помогают дошкольникам развивать понимание речи:

  • дошкольники учатся различать предмет и его составляющие элементы, а также их признаки и функции («принеси мне, пожалуйста, табуретку. Покажи, где у нее ножки, а где сидушка»);
  • дошкольники учатся определять направленность действий и то, где находятся предметы («положи ручку на стол, а тетрадку в ящик»);
  • дошкольники учатся понимать переходность действий и указывать на их признаки («принеси все красные ручки, унеси все синие»);
  • дети учатся определять направленность действий и их функции.

Следующий этап подразумевает использование заданий наподобие: «принеси мишку, одень его, положи в кроватку, накрой одеялом». Дети выполняют эту инструкцию и проговаривают каждое свое действие.

Выполняя все эти задания, ребенок практикуется в базовых речевых формах. Он практикует ответы на вопросы. Сначала эти ответы очень краткие, затем более длинные. Постепенно это позволяет дошкольнику научиться принимать активное участие в диалоге.

Логопедические занятия дают возможность дошкольникам не только отвечать на заданные вопросы, но и грамотно формулировать вопросы самим.

Игровая деятельность должна быть использована для того, чтобы побуждать детей задавать друг другу вопросы. От этого навыка должен зависеть результат.

Развитие словарного запаса

Для занятий по логопедии подбирают тот речевой материал, который наиболее сложен детям, как показала диагностика речи. Обычно это работа с уменьшительно-ласкательными существительными, с глаголами с приставками, с прилагательными и обобщающими терминами.

По мере того, как ребенок усваивает предметный словарь, воспитатель постепенно подводит его к ознакомлению с базовыми принципами словообразования.  Так, ребенок учится понимать разные словесные оттенки. Дошкольники знакомятся с уменьшительными версиями имен собственных.

Дошкольников нужно учить воспринимать то, как звучат части слов, влияющие на их лексическое значение. Это значение дети будут учитывать, когда будут работать над образованием слов. Сначала дети работают со словами, суффиксы в которых не влияют на их главное значение.

Следующие занятия позволяют познакомить дошкольников с более трудными словообразованиями.

Также нужно проводить занятия, посвященные отработке приемов использования в речи слов, образованных с помощью суффиксов вместилища.

Благодаря тому, что ребенок учится понимать разные оттенки значения понятий, обогащается его лексический словарь.

Чтобы увеличить запас активного словаря, нужно внедрять упражнения, уточняющие главные признаки дифференциации предметов, восприятие их обобщенных значений. Сначала нужно уточнять признаки, сравнивая аналогичные предметы, которые отличаются лишь одним из признаков. Затем дети группируют предметы, учитывая несколько признаков. Дошкольники начинают угадывать предметы по заданным признакам. Далее они учатся использовать относительные прилагательные, соотнося их с продуктами питания, с материалами и растениями.

Развитие грамотности в речи

Первый этап работы подразумевает сосредоточение внимания на предварительной подготовке воспитанников чисто практического плана.

В качестве речевого материала используются самые популярные в речевом окружении детей падежные формы. Также нужно учитывать при выборе способности дошкольников к переносу и их сохранность слуха.

Работая над способностью анализировать наглядные ситуации, можно применять демонстрации действий. Конечно, демонстрации должны соответствовать способностям дошкольников анализировать предметы и действия. Это должны быть знакомые и простые жизненные ситуации, которые дети видят регулярно.

Подобные наглядные действия учат детей на практике изменять слова в составе предложений. Они учатся замечать изменения падежных окончаний. Согласно практике, если подвести дошкольников к сравнению различных форм слова с его косвенными формами, это позволит им правильно использовать в своей речи эти формы.

Со временем дошкольники могут на практике учиться использовать в своей речи все большее количество падежей. Формируя у дошкольников способность внимательно слушать речь взрослых, анализировать изменения слов, определять правильность грамматических форм и различать их между собой, мы учим их грамотно формулировать собственные высказывания.

Во время занятий нужно сосредотачивать внимание дошкольников на пространственные отношения предметов.

Итак, вся работа по изучению грамматического языкового строя, закладывает фундамент для дальнейшей коррекционной работы.

Развитие связной речи

В самом начале речевых занятий дети учатся составлять предложения либо по сюжетным иллюстрациям, либо по тому, что видят. Это закладывает хорошую основу для подготовки к рассказам. Дети учатся рассказывать о том, что увидели. И постепенно они осваивают новую для себя форму речи – рассказ.

Например, такое задание: дошкольники должны выполнять определенную последовательность действий и называть каждое свое действие. Так они практикуются в использовании разных падежных форм у существительных. Например, можно побуждать детей рассказывать то, как они играли с игрушками во время прогулки.

Спустя какое-то время наступает пора ставить такие вопросы, которые будут побуждать дошкольников составлять более сложные предложения, включающие в свой состав прилагательные. Причем прилагательные также должны употребляться в падежных формах. Еще один элемент, внедряемый в предложения – это наречия, указывающие на процесс протекания действия.

Чтобы научить дошкольников составлять описательные рассказы по игрушкам или предметам, нужно практиковать работу со сравнениями. Когда логопед сравнивает предметы, он с помощью вопросов сосредотачивает детское внимание на выделение величинных признаков, называние цвета, функции предмета. Например, при сравнении двух кукол можно обратить внимание на их размеры, цвет или другие отличительные признаки [30].

Далее дети стараются найти какие-то схожие черты. Например, если дошкольники сравнивают мячи, они могут заметить, что оба имеют круглую форму. Также они оба сделаны из резины. Они созданы, чтобы играть. Оба мяча можно катать, передавать другому, ловить или бросать.

Затем воспитатель предоставляет образец для рассказа. Он описывает один из сравниваемых мячей. А дети должны по этому образцу описать другой из сравниваемых мячей.

Постепенно дошкольники учатся самостоятельно составлять описательные рассказы по плану, который им выдал логопед.

Развитие речи по картинам

Обучая дошкольников связной речи, нужно много времени уделить работе по картинкам. Дети должны научиться понимать содержание иллюстрации, а затем последовательно об этом рассказывать.

Дошкольная педагогика активно использует рассказы в качестве средства развития связной речи. Чтобы дети учились грамотно строить свои высказывания, нужно активно предоставлять им образцы описательной речи.

Работая с картинами, логопед старается использовать методические приемы так, чтобы сложность работы постепенно возрастала:

  • сначала проводится работа со словами;
  • затем дети просто рассматривают картину;
  • воспитатель задает детям вопросы, связанные с содержательной частью картины;
  • дети повторяют рассказ, который составил логопед, отвечая на заданные вопросы;
  • дети составляют рассказ самостоятельно, опираясь на представление;
  • дошкольники составляют рассказ по плану, предоставленному логопедом;
  • дошкольники составляют рассказ без помощи воспитателя, опираясь на содержание картины.

На последнем этапе логопед дает дошкольникам более трудные задания. Они должны не просто рассказать о том, что изображено на картине, но и о том, что происходило до изображенных событий.

Постепенно упражнения по развитию связной речи становятся все сложнее. Начинают внедряться целые серии сюжетных картин, на основании которых дошкольники строят свои рассказы.

Очень полезно учить детей пересказывать. Практика показывает, что многие дошкольники при пересказе нарушают последовательность событий, начинают путать порядок слов внутри предложения, пропускают слова внутри предложения. Поэтому нужно разработать приемы, которые позволяют корректировать эти недостатки. Например, нужно формировать слуховую память детей и их речевое внимание.

Для этого используются следующие приемы:

  • дети стараются запомнить короткие тексты, состоящие из нескольких предложений, связанных друг с другом. Речевой материал нужно подобрать так, чтобы он состоял из звуков, произношение которых не вызывает у детей трудностей.
  • дети работают с деформированным текстом. Нужно восстановить последовательность рассказа согласно очередности событий.

Дальше практика обучения становится сложнее. Логопед читает рассказ, задает детям вопросы, чтобы увидеть, поняли ли дошкольники этот рассказ. После этого он просит их сделать пересказ. При этом используются разные подходы, учитывающие текущий этап работы.

  1. Педагог пересказывает, а дошкольник помогает ему в этом, вставляя слова или целые предложения.
  2. Дошкольник пересказывает сам, но когда испытывает трудности, логопед с помощью наводящих вопросов помогает ему.
  3. Перед тем, как дошкольник начнет пересказ, педагог предоставляет ему план.
  4. В пересказе участвуют все дети по порядку. Первое предложение произносит один ребенок, следующее другой и так по цепочке. Это очень полезное упражнение, которое развивает устойчивое внимание, способность слушать товарищей и следить за их высказываниями.
  5. Пересказы также можно готовить, опираясь на сюжетные картинки. Детям это нравится, так как используются игровые приемы.

Важно привлекать к коррекционной работе родителей. Это значительно повышает успех процесса. Когда ребенок вместе с родителями продолжает заниматься дома, это позволяет придумать больше разнообразных вариаций, учитывающих его индивидуальные особенности.

Процесс организации занятий

Занятия по логопедии в специальных дошкольных учреждениях являются главной формой коррекции, затрагивающей все элементы речи.

Существуют следующие типы коррекционных занятий.

  1. Занятия, развивающие лексические и грамматические языковые средства:

а) развитие лексического словаря;

б) развитие грамматики.

  1. Занятия, формирующие звуковые элементы речи.
  2. Занятия, формирующие связную речь.
  3. Занятия, развивающие лексические и грамматические языковые средства и формирующие связную речь.
  4. Занятия, развивающие правильное произношение.

Таким образом, исследованная технология логопедической работы с группой детей, имеющими ОНР, будет более эффективной, если будут применяться:

  • упражнения артикуляционного характера;
  • индивидуальные и групповые занятия;
  • наглядные схемы и иллюстрации;
  • упражнения с игровыми элементами;
  • описательные рассказы и пересказы.

Под воздействием комплексного коррекционного процесса у дошкольников с речевыми нарушениями наблюдаются позитивные изменения в формировании речевой и познавательной активности.

Логоправ
Добавить комментарий

Adblock
detector