Что такое преемственность?

Детство – это особенная эпоха развития человека, которая протекает на протяжении дошкольного и младшего школьного возраста. Дошкольный период является подготовкой для перехода в младшую школу.

Поэтому необходимо удостоверяться в том, что ребенок к моменту поступления в младшую школу, будет к этому готов и физически, и психологически, и эмоционально.

Переходный период – это всегда повышенный уровень стресса. Напряжение можно снизить, если грамотно решить проблему преемственности от дошкольного образования к школьному.

Понятие преемственности

Преемственность – это принцип, который является важным везде, где есть переход от одного к другому, что касается образовательных и воспитательных процессов. Но особенно важно соблюсти этот принцип в организации перехода от дошкольного к школьному образованию. ФГОС 2-го поколения требует, чтобы дошкольник к моменту перехода в первый класс должен обладать интегративными качествами, позволяющими ему приобрести универсальные учебные навыки.

Поэтому важно, чтобы сотрудники детского сада и учителя начальной школы имели общие взгляды на вопросы развития детей и опирались на этих взглядах в своей работе. Невозможно добиться соблюдения принципа преемственности без этого простого правила.

Что касается формирования здорового образа жизни, то преемственность в этом вопросе проявляется в связности между задачами и целями, между формой и содержанием, между средствами и методами, которые используются для удовлетворения потребностей детей, развитию в них ценностного отношения к здоровью, мотивации вести ЗОЖ, развитию навыков здоровьесбережения и т.п.

Сегодня пора начать бить тревогу в связи с состоянием здоровья нации.

Статистические данные ярко демонстрируют длительный процесс ухудшения здоровья детей на всех этапах развития.

Важные вопросы воспитания детей

Сегодня педагоги, помимо обучения детей интеллектуальным наукам и их воспитанию, в ряд приоритетных задач должны ставить воспитание здоровых детей. Ведь именно от здоровья человека зависит, будет ли он успешен в учебе.

Детский возраст – это время, когда необходимо закладывать основы здорового образа жизни. Почему сегодня практически не встретишь абсолютно здорового ребенка?

Существует ряд исследований, которые показывают, что неправильный образ жизни родителей часто приводит к проблемам со здоровьем у детей. Также сегодня наблюдается плохая экологическая обстановка. Ученики очень редко двигаются, плохо питаются, а в процессе обучения сталкиваются с большим количеством психических и нервных перегрузок.

Преемственность – это принцип, который требует соблюдения определенных методик, которые бы постепенно приводили к отмиранию старых подходов и к рождению новых. Много работ написали в этой области Я.А. Коменский и другие ученые.

Что касается учебной воспитательной деятельности в разные периоды детства, известны работы С.М. Годникова, Ш.И. Ганелина и других.

Теорию соблюдения принципа преемственности между детскими учреждениями и школой подробно излагают А.Г. Асмолов, М.Р. Леонтьева и другие.

А психологические и педагогические аспекты этого вопроса разбираются в трудах А.Р. Селивановой, М.Ю. Новицкой и других.

Педагогика здоровья

Сегодня стала набирать популярность новая методика, так называемая «педагогика здоровья», которая ставит перед собой выполнение следующих задач: методы развития ЗОЖ у детей, организация педагогической системы, которая бы гарантировала здоровье учеников. Этими вопросами занимаются Г,А. Калачев, Г.К. Зайцев и другие. Существуют исследования и методики, которые действительно помогли на практике добиться повышения качества образования и воспитательных процессов.

Однако процесс воспитания культуры ЗОЖ может быть эффективным лишь в случае соблюдения принципов преемственности на протяжении всего периода учебной и воспитательной деятельности.

Эта проблема актуальна, так как сегодня существует острое противоречие между необходимостью воспитания культуры здоровья у воспитанников детских садов и учеников в младшем школьном возрасте, и недостаточной практической работы в этом направлении.

Обсудим, каким образом можно достичь поставленных задач в области обогащения детского здоровья путем соблюдения непрерывности в образовательной программе между детским садом и начальной школой.

Становление личности ребенка

Во время дошкольного обучения достигаются результаты в области развития здоровья у детей и их физического становления, развиваются их способности, формируется произвольность, дети учатся заниматься познавательной деятельностью, учатся коммуникациям, развивают уверенность в своих силах. Педагоги стремятся обеспечить детям эмоциональное благополучие и хорошие результаты образования на следующих этапах.

В начальных классах решаются задачи следующего характера: развитие познавательной активности, дальнейшая социализация школьников, учитывающая их возрастные особенности; закрепление навыков взаимодействия с окружающей средой.

Как видно, и в дошкольный период обучения, и во время обучения в начальных классах достигаются одни и те же цели. Более того, эти процессы хорошо друг друга дополняют.

Поэтому перед детскими садами стоит важнейшая задача – необходимо приучить детей соблюдать ЗОЖ. Дети должны вырасти здоровыми, жизнерадостными, готовыми к тому, чтобы успешно преодолевать трудности.

Благодаря соблюдению принципа преемственности появляется возможность сконцентрировать положительные результаты на всех этапах развития здорового образа жизни, накопить факты, позволяющие анализировать, корректировать и прогнозировать применяемые технологии развития здорового образа жизни.

Преемственные связи в вопросах воспитания здоровой культуры

Изученные научные работы показывают, что необходимо развивать и укреплять преемственные связи в вопросах воспитания здоровой культуры на всех этапах процесса обучения.

Однако было замечено, что нет ни одного литературного источника, который бы в полной мере сосредоточил свое внимание отдельно на вопросе соблюдения принципов преемственности при формировании здорового образа жизни у дошкольников и учеников начальных классов.

До сих пор процесс развития здорового образа жизни у дошкольников и учеников младшей школы не рассматривается с позиции преемственности в виде специального исследования. При этом есть противоречие между тем, что существует необходимость обеспечения непрерывности в формировании ЗОЖ и тем, какова реальность в этом вопросе. Сегодня мы замечаем признаки фрагментарности, дублирования, несистемности в подходах.

Учитывая имеющееся противоречие, проблема данного исследования заключается в том, что необходимо обосновать и реализовать преемственность в процессе развития здорового образа жизни у детей при переходе от детского образовательного учреждения к начальной школе.

Определение целей и задач преемственности

Определение целей и задач преемственности, а также установление методик и содержания на этапах детского садика и младших классов дает возможность повысить эффективность развития здорового образа жизни у детей.

Развитие здорового образа жизни на принципах преемственности возможно лишь при соблюдении определенных условий:

  • должны соблюдаться принципы здоровьесбережения,
  • необходимо организовать взаимодействие между воспитателями детского сада и учителями младшей школы с целью развития ЗОЖ,
  • необходимо вести учет показателей здоровья и динамики развития детей,
  • необходимо работать над преобразованием личности,
  • постепенно усложнять используемые средства и методики развития здорового образа жизни, и в то же время соблюдать преемственность в этих процессах.

Содержание процесса формирования здоровых привычек

Содержание процесса формирования здоровых привычек у детей должно быть таким, чтобы развивать ценностное и смысловое отношение детей к здоровью и ЗОЖ. При этом необходимо развивать теоретические знания, практические навыки и оценочные и рефлексивные компоненты.

Процесс реализации принципов преемственности во время развития ЗОЖ у детей как в детском образовательном учреждении, так и в начальных классах, можно условно разделить на три этапа:

Первый этап: развитие нравственного отношения к вопросам здоровья и познания в сфере ЗОЖ.

Второй этап: адаптация детей к новым для них условиям обучения в младшей школе.

Третий этап: формирование навыков, знаний ЗОЖ с соблюдением принципов преемственности.

Все эти этапы должны быть взаимосвязаны между собой и должна соблюдаться преемственность между ними.

Классическая система образования

Стоит отметить, что классическая система образования в школе не способна решить проблемы сбережения здоровья детей, у которых уже есть отклонения в развитии физиологии и психики. К этому не подготовлены ни структура образовательного процесса, ни его содержание.

Здоровье детей стремительно ухудшается. Их мотивация к ведению ЗОЖ практически не сформирована. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо продумать качественные перемены, которые бы способствовали развитию развитой и здоровой личности при непрерывном образовательном процессе.

Мы считаем, что главной позицией преемственности между школой и детским садом должен быть вопрос сохранения здоровья детей.

Сбережение здоровья детей – это главная задача, которую ставит федеральный стандарт в сфере образования на текущий момент. Он объясняет, что необходимо соблюсти такую систему мер, которая бы способствовала сохранению здоровья детей на протяжении всего процесса их развития, защите от распространяющихся угроз здоровью.

Помимо создания таких условий, выдвигаются требования и к процессу целенаправленного развития здоровья. Формирование здоровья – это развитие положительного отношения к самому себе, в концепцию которого включается внутреннее представление о собственном здоровье.

Поэтому мы, педагоги детских образовательных заведений и школы должны преследовать единую цель: совершенствование процесса образования для развития у детей культуры здоровья.

Мы уже многие годы работаем над соблюдением принципов преемственности в этой области. Принимаем участие в инновационной деятельности, что позволило добиться успехов в сотрудничестве. У детей формируется база необходимых знаний в области ЗОЖ, они приобретают практические навыки, которые закрепляются в виде полезных привычке. Дети осознают, насколько важно систематически и регулярно заниматься физкультурой.

Наш опыт демонстрирует, что преемственность – это двусторонний образовательный процесс, суть которого такова: ДОУ организует свою работу так, чтобы развить базовые здоровьесберегающие навыки, правильное отношение к здоровью. А младшая школа как бы подхватывает полученные достижения и обогащает имеющиеся знания, развиваем приобретенные навыки.

Главная цель – это такая организация образовательной среды, которая бы способствовала развитию культуры здоровья у детей. Должна соблюдаться преемственность на протяжении всего периода детства, начиная с дошкольного детства, и заканчивая начальными классами.

Таким образом, преемственность позволяет создать общий положительный фон, воздействующий на интеллектуальное формирование личности детей, их эмоциональное благополучие и физическое здоровье. Преемственность соблюдается между ДОУ и начальными классами. Она позволяет сохранить и обогатить физическое здоровье детей, их психическое развитие, что является приоритетной задачей современного образования.

Логоправ
Добавить комментарий

Adblock
detector