Взаимодействие с родителями детей с ОНР

Одной из важнейших работ представителей детского сада является налаживание сотрудничества с родителями воспитанников. Сотрудничество должно быть продуктивным, особенно это касается тех детей, которые нуждаются в коррекции речи. Ведь только при согласованности в действиях родителей и воспитателей можно достичь наилучших результатов.

Дошкольники с ОНР

Дошкольники, страдающие речевыми нарушениями, обычно имеют поражения в ЦНС. Поэтому у них не просто наблюдаются речевые расстройства, но и имеются определенные особенности деятельности психики.

ОНР нужно рассматривать, как комплексное речевое нарушение, проявляющееся в сложных расстройствах речи, в результате которых у дошкольников плохо развиваются все речевые компоненты, которые касаются звуковой и смысловой сторон. При этом у детей сохраняется хороший слух и развитый интеллект.

Недостаточность речи при ОРН у детей дошкольного возраста проявляется по разному. Некоторые дети полностью не могут говорить. У других же речь довольно развернута, но заметны сильные отклонения от принятых лексических, грамматических и фонематических норм.

Уровни речевого развития

Сегодня принято разделять четыре степени развитости речи, каждая из которых отражает текущее состояние каждого языкового компонента у детей с ОНР.

Первый уровень ОНР характеризуется ограниченным развитием речевых средств. Лексический словарь практически пуст. Ребенок знает около семи слов в лепетной интерпретации, а также использует активно звуковые комплексы и подражания. Чтобы лучше объяснить суть сказанного, ребенок активно использует мимику и жесты. Одно и то же слово в разном контексте может принимать разные значения. Часто даже части речи у одного и того же слова различные.

Ребенок может заменить название предмета действием, которое этот предмет помогает совершить. Слова чаще всего используются без флексий. Пассивный запас слов богаче активного, но тоже имеет скудный запас. Ребенок практически не различает числа для глаголов и существительных. Звуки произносятся по-разному. Фонематика практически не развита. Ребенок практически не понимает слоговую структуру слов, тем более не способен ее воспроизвести.

Второй уровень речевого развития приводит к повышению речевой активности. Лексический запас слов значительно расширяется. Пополняется он в основном словами, связанными с глаголами и предметами.

Дети понемногу начинают использовать союзы и местоимения, иногда внедряют в свою речь простые предлоги. Можно услышать самостоятельные высказывания, содержащие простейшие предложения. Однако по прежнему совершаются грубейшие ошибки в грамматики, существуют проблемы с согласованием существительных и прилагательных, падежные формы употребляются неверно.

Обращенная речь становится более развитой. Однако пассивный лексический запас по прежнему в ограниченном состоянии. А словарь глаголов и предметов не развит. Особые трудности в запоминании слов, связанных с трудовой деятельностью, животными и растениями. Ребенку сложно запомнить оттенки цветов. Даже основные цвета он не может назвать все.

Часто наблюдаются грубые ошибки в звуковой и слоговой структурах слов. Заметны проблемы в фонетической составляющей речи. Многие звуки до сих пор остаются несформированными.

На третьем уровне развития речи дети демонстрируют развернутую речь, наполненную фразами. Наблюдаются некоторые проблемы в грамматике и лексике, а также в фонетике. Ребенок пытается даже употреблять в своей речи сложные предложения. Уже заметно активное использование каждой части речи.

Слова часто употребляются не по назначению. Ребенок даже пытается попробовать свои силы в словообразовании. Он использует уменьшительные суффиксы при работе с существительными и прилагательными. А для глаголов он старается подобрать подходящие приставки. Однако ему еще сложно образовывать прилагательные от существительных.

До сих пор ярко заметно большое количество ахроматизмов. Дошкольник неправильно работает с предлогами, ошибается при согласовании числительных или прилагательных с существительными.

Звуки произносятся не дифференцированно. Часто ребенок заменяет одни звуки другими. Причем эти замены не несут стойкого характера. Все чаще правильно произносятся слова со сложной слоговой структурой. Иногда ребенок даже правильно повторяет четырехсложные слова, но часто допускает ошибки. Также эти слова иногда искажаются в потоке речи.

Речь воспринимается практически идеально. Однако некоторые слова с использованием суффиксов и приставок понимаются неверно.

На четвертом уровне речевого развития у ребенка остаются незначительные нарушения языковых компонентов речи. Звуки употребляются недостаточно дифференцированно.

Наблюдаются определенные нарушения в слоговой словесной структуре, которые связаны с тем, что ребенку сложно удержать в памяти правильный словесный образ. Поэтому часто искажается звуковая составляющая слов в разных вариациях. Речь недостаточно внятная, дикция нечеткая, появляется впечатление смазанной речи.

Процесс фонемообразования является незаконченным. Стойки ошибки при использовании суффиксов. Сложные слова образуются с трудом.

Более того, ребенку сложно планировать собственные высказывания, он не может правильно подобрать необходимые языковые средства, поэтому его связная речь немного своеобразна. Особенно трудно детям дается работа со сложными предложениями.

Дошкольники с ФФНР

Под ФФНР понимается нарушения в процессе развития системы произношений в родном языке у детей, имеющих разные расстройства в речи. Это может быть связано с тем, что имеется недостаток восприятия фонем и их произношения.

В речи таких детей заметны сложности процесса формирования звуковой составляющей речи. Дети обладают сниженными возможностями синтезировать и анализировать речь. Главным дефектом, свойственным ФФНР, считается неразвитость процессов восприятия звуковой составляющей речи.

Главные положения государственного стандарта о детских садах демонстрируют необходимость включать членов семьи ребенка в образовательный процесс в детском саду.

Работа с родителями

Семья – это наиболее влиятельное окружение для ребенка. Именно она оказывает мощное воздействие на формирование его личности и развитие речи. Поэтому необходимо находить эффективные формы сотрудничества с родителями логопедов и психологов. Это позволит повысить их педагогическую культуру и улучшить результативность логопедической работы с речью детей.

Взаимодействие заключается не просто в распределении разных задач, чтобы достичь одну общую цель. Взаимодействие должно включать контроль, а также обратную связь. При этом не стоит делать контроль излишне навязчивым, но и он не должен иметь свойство опосредованности.

Педагоги должны взаимодействовать с родительским составом через разнообразные формы сотрудничества и средства общения. Работа с родителями должна быть разносторонней.

Обсудим более подробно разные формы сотрудничества с родителями, которые может использовать педагог.

Можно выделить три категории таких форм: это могут быть словесные формы сотрудничества, практические формы и формы наглядные.

Словесные формы сотрудничества с родителями

Существуют следующие виды словесных форм сотрудничества.

Одна из словесных форм – это беседа. Иногда беседа становится самостоятельной формой ведения диалога с родителями. Но часто она используется в сочетании с иными формами. Например, беседу можно включить в собрание. Также беседа используется при посещении семьи на дому. Цель педагогической беседы – это обмен мнениями на разные вопросы, связанные с воспитание ребенка. В беседе принимают активное участие обе стороны процесса: как воспитатели, так и родители. Часто беседа возникает стихийно по желанию одной из сторон. Но лучше ее планировать. Воспитатель может заранее обдумать, какие вопросы задать родителям, какую тему подобрать для разговора. Он даже может заранее дать родителям список вопросов. Цель беседы также заключается и в том, чтобы передать родителям новые знания, связанные с воспитательным и образовательным процессом.

Еще одна словесная форма – это консультации. Их используют для того, чтобы отвечать на интересующие родителей вопросы. От беседы консультации отличаются тем, что беседа – это диалог, который контролируется организатором. Во время консультации педагог старается передать родителям важную информацию, он учит их, помогает лучше узнать особенности развития их ребенка. Через консультации он также оказывает помощь в тех вопросах, которые особенно нуждаются в поддержке. Родители побуждаются более ответственно относиться к воспитанию детей, пристальнее присматриваться к тому, что с ними происходит. Также их нужно побудить задумываться о том, какие методы лучше всего использовать в воспитании. Главная задача консультаций – это помочь родителям осознать, что в ДОУ они могут получить любую поддержку и хороший профессиональный совет.

Еще одной словесной формой является организация конференций. Конференции – это диалоги, которые организуются в формате «круглого стола». На них обычно приглашаются опытные специалисты в сфере педагогики, психологии и медицинского обслуживания.

Следующая словесная форма – это анкетирование. Анкетировать родителей можно по самым разным вопросам, связанным с их детьми. Анкеты позволяют больше узнать о нравственных нормах, которые ценятся в семье. Также можно лучше узнать, занимаются ли родители физическим воспитанием. Можно понять, как родители относятся к обнаруженным речевым дефектам у их ребенка. Проанализировав ответы родителей, проще планировать дальнейшую с ними работу.

Проведение собраний. Это наиболее популярная форма сотрудничества с родителями, практикуемая уже очень давно. Родительские собрания помогают сформировать партнерские, а иногда и дружеские отношения с родительским составом, полноценно обменяться мнениями, совместно решить текущие проблемы, связанные с воспитанием детей.

На таких встречах часто организуются традиционные совместные беседы, во время которых просто доносится информация до родителей, а также родители получают возможность узнать ответы на свои вопросы. С другой стороны, собрания можно переформатировать в конференции и тренинги, а также провести на них ролевые игры.

Далее опишем наиболее распространенные наглядные формы сотрудничества с родителями.

Наглядные формы сотрудничества с родителями

Уголок речи. Он позволяет отразить тему занятия.

Родителям выдается домашнее задание, выполнив которое они узнают советы по развитию речевых навыков у своих детей. Также дети научатся определять степень сформированности разных компонентов речи своего ребенка. Они смогут проверить, насколько развит фонематический слух, а также позанимаются со своим ребенком в домашней обстановке, чтобы улучшить лексику.

Также уголок позволяет познакомить родителей с тем, какие существуют игры и упражнения, которые позволяют закрепить разные речевые навыки.

Информационный стенд. Сюда относятся и другие подобные конструкции типа ширм и передвижных папок. Примерно два или три раза в год на них обновляется информация. Даются практические рекомендации, с которыми постепенно знакомятся все семьи.

Экран звукопроизношения. Дает возможность родителям наглядно видеть, какое количество звуков не могут правильно произнести их дети. Также есть возможность отследить, как проводится работа и к каким это приводит результатам. Родители в любой день могут определить, какой звук уже внедрен в речь ребенка, а какой еще пока автоматизируется.

Ведение прайс-листов. Родители получают информацию о том, какое огромное количество игр, книг и других полезных вещей наводнили рынок. Позиции прайс-листа определяет педагог, учитывая потребности группы и степень полезности предметов для детей. Если указать адреса магазинов и поместить ценники, то это позволит сэкономить родителям время, которое лучше провести, общаясь со своим чадом.

Организация творческих выставок. Можно организовывать выставки творческих работ, которые дети выполнили во время речевых занятий.

Рассмотрим также практические виды работы с родителями.

Проведение открытых занятий

Занятия-практикумы. Часто родители не занимаются дома со своими детьми, потому что не обладают необходимыми для этого навыками. Они не могут организовать занятия со своим ребенком, корректировать его поведение. Их педагогическая грамотность часто оказывается на низком уровне. Поэтому можно провести с ними индивидуальную работу, провести практикум с логопедом и психологом.

Важно помочь родителям понять, что речевые упражнения нужно комбинировать с заданиями на формирование психики. Родители учатся, как правильно работать со своими детьми.

Одна из основных форм работы с родителями – это ведение тетради для своего рода домашних работ. Ее можно использовать как телефон доверия. В ней родители пишут любой вопрос, который его интересует и сомнения в том, правильно ли их ребенок выполняет домашнее задание.

Выполненные задания нужно отметить кружочком, а невыполненные – минусом. Специалист заполняет тетради 2-3 раза в неделю, чтобы родители проводили занятия систематически, но не слишком часто.

Если педагог работает с детьми, имеющими тяжкие речевые нарушения, особенно важно, чтобы логопед и другие сотрудники детского сада старались привлечь родителей к проведению коррекционных занятий с детьми, учитывая при этом методические рекомендации.

Эти рекомендации родителям можно дать устно, когда они вечером забирают своего ребенка. Либо можно в письменной форме отдавать рекомендации в конце недели. Для этого используются специальные карточки или тетради.

Важно привлекать родителей к работе с детьми для того, чтобы как можно раньше ликвидировать негативные явления в развитии речи их детей. Это позволит максимально эффективно объединить усилия, которые прилагают педагоги, и усилия родителей для формирования гармонично развитой личности.

От того, насколько успешно организовано взаимодействие с детьми, зависит, будет ли успешной работа по воспитанию. Детский сад должен ставить перед собой задачу не только проводить работу с детьми, но и предлагать их родителям необходимые педагогические знания и методики по формированию речи.

Для этого можно применять разные формы работы.

Коллективные формы сотрудничества

Проводятся общие собрания для родителей каждый год. Педагог знакомит родительский состав с текущими задачами, рассказывает, какие навыки в речи сейчас особенно важно развивать. Также он знакомит с тем, какие ошибки в речи допускают дети.

Одно из собраний нужно использовать для того, чтобы полностью посвятить его теме формирования речевых навыков. Нужно помочь родителям осознать, что они также должны принимать в этом активное участие.

Молодые родители могут посчитать для себя полезными собрания, на которых они имеют возможность сами поделиться своим опытом и впечатлениями от работы. Воспитатель должен заранее обсудить с некоторыми из родителей, которые успешно справляются со своими обязанностями, чтобы те выступили на подобном мероприятии.

Также большую пользу приносят лекции специалистов. Специалистов можно привлечь и к проведению консультаций и бесед.

Родители должны познакомиться с процессом развития речи детей. Для этого лучше всего продемонстрировать, как проходит комплексное занятие, включающее в себя простые упражнения. Упражнения должны быть максимально простыми, чтобы родители без труда могли их применить у себя дома.

Родителей старших дошкольников можно познакомить с методикой подготовки детей к обучению в школе. Также полезно проводить открытые занятия, на которых могут принимать участие родители.

Организация стендов дает возможность познакомить родителей с результатами работы каждого ребенка. С помощью таблиц, родители могут увидеть тенденции в развитии разных аспектов речи своего ребенка, увидеть, что для них является наиболее трудным. На стенды также помещаются заметки и полезные статьи о речевом развитии.

Нужно организовать родительский уголок. Он содержит в себе много функциональности. Но одна из них – это информирование родителей о состоянии сформированности речи их детей. Сюда можно помещать сведения о задачах развития речи,  о том, какие занятия проводятся в группе, какими навыками должны обладать дети в их возрасте.

Важно, чтобы родители могли ознакомиться со списком литературы, полезной для речевых занятий дома. Можно подготовить индивидуальные рекомендации, которые помогут просто организовать работу дома, расширить детский кругозор, научить ребенка вежливости.

Этот уголок также можно использовать для размещения в нем кратких советов и небольших стихотворений, а также загадок и пословиц для занятий с детьми.

Помимо прочего можно устраивать и более сложные формы ведения работы с родителями. Например, можно организовать конференцию, круглый стол и т.п.

Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями

Существуют и различные нетрадиционные подходы для эффективной работы с родителями:

  • проведение информационно-аналитических бесед;
  • организация досугового общения;
  • познавательные занятия;
  • наглядные пособия.

Главная цель информационно-аналитических форм сотрудничества в том, чтобы собрать и проанализировать данные о семейной жизни каждого ребенка. Эта информация поможет лучше выявить его потребности, интересы и особенности характера, что можно учитывать при работе с ним.

Лишь аналитическая основа дает возможность построить наиболее эффективное общение с родительским составом. Существуют следующие разновидности этого подхода:

  • сбор информации для создания социального семейного паспорта;
  • проведение анкет;
  • проведение тестирования;
  • посещение дома семьи ребенка;
  • организация социалогического среза и т.п.

Организация совместного досуга с родительским составом способствует установлению дружеской неформальной обстановки и укрепляет отношения с педагогами. Также если на встрече присутствуют дети, это способствует сплочению семьи. Это можно использовать в целях повышения педагогической культуры родителей и обогащения лексического детского словаря.

Повышение педагогической культуры родителей

При этом работа может принимать самые разнообразные формы:

  • это могут быть развлечения с выбранной тематикой;
  • литературные вечеринки;
  • праздники фольклора;
  • проведение ярмарок;
  • организация КВН;
  • проведение совместных игр;
  • другие неформальные формы общения.

Подобная работа будет эффективной лишь в том случае, если воспитатели достаточно ответственно подходят к содержательной части мероприятия. Можно попросить родителей прочитать вместе с ребенком стихотворение, спеть песню, рассказать забавную историю. Дети получают возможность поделиться своими знаниями.

Игры с родителями

Очень интересны также игры, которые были представлены Е.П. Арнаутовой. Родители получают игрушечный микрофон, который передается из рук в руки. Постепенно каждый высказывает свою точку зрения.

Также интересна игра с мячом. Тот, кто бросает мяч, должен задать вопрос, а тот, кто ловит, быстро на него ответить.

Можно организовать загадывание загадок, провести игру только со взрослыми. Также можно попробовать выполнять задания, позволяющие расшифровать мир детей.

Чтобы познакомить родительский состав с особенностями возрастного развития и психологией дошкольников, можно организовать разные формы познавательного сотрудничества. Это также дает возможность родителям познакомиться с приемами работы по развитию речи.

Для развития педагогической родительской культуры главную роль играют познавательные формы работы.

А вот задача наглядных информационных форм заключается в том, чтобы ознакомить детей с определенной информацией или провести просветительскую работу.

Дети знакомятся с самим детским садом, получают знания о том, как проводится работа по формированию речи, ближе знакомятся с коллективом учреждения.

Взаимодействие с родителями может быть успешным лишь в том случае, если родители знают о том, как работает дошкольное учреждение, доверяют его сотрудникам. Важно оказывать помощь друг другу, участвуя в формировании ребенка, использовать все существующие педагогические приемы совместно с родителями.

Воспитательный родительский потенциал

Диагностическое мероприятие позволяет раскрыть воспитательный родительский потенциал. Для этого проводят анкетирование, посещают родителей дома, организуют дни открытых дверей, проводят собрания – все это помогает достичь близких отношений с родителями.

Важно, чтобы взрослые обменивались информацией о том, что происходит в жизни детей как дома, так и в саду. Нужно владеть актуальной информацией о том, каково состояние каждого ребенка в данный момент, в каком направлении развиваются отношения между родителями и детьми.

Этого можно достичь только во время непосредственного общения.

Также полезно использовать и такие источники информации, как газеты, календари, буклеты, сайты, электронную переписку и т.п.

Главное – это выстраивать личные отношения с родительским составом. Это позволит решить следующие задачи:

  • развить родительскую педагогическую культуру;
  • привлечь родителей к жизни их детей на территории детского сада;
  • изучить микроклимат в семье, установить контакты со всеми ее членами, согласовывать воспитательную работу;
  • изучить и совершенствовать родительский опыт в воспитании ребенка.

Чтобы проводить совместную речевую работу с родителями, можно просто вместе поиграть. Также можно регулярно выпускать газету для родительского состава, в которой будет публиковаться актуальная полезная информация с разъяснениями о той работе, которую нужно проводить дома для развития речи. Также можно знакомить родителей с тем, какие существуют эффективные дидактические игры, которые легко организовать дома или по дороге домой.

То, насколько эффективным будет организованное сотрудничество, зависит от позитивных установок воспитателя по отношению к детям и родителям, от их личной заинтересованности в результате.

Поэтому мы рассматриваем взаимодействие сотрудников детского сада с родителями детей – одним из важнейших условий полноценного формирования речи дошкольников.

Оценки
( Пока оценок нет )
Логоправ!
Добавить комментарий