Как формировать читательскую культуру у детей?

Процесс формирования читательской культуры довольно долгий. Цель считается достигнутой лишь в том случае, если ребенок начинает относиться к чтению, как к сотворчеству.

Он приобретает способность анализировать художественный текст, может делать самостоятельные суждения, давать аргументированную оценку для произведений, узнавать автора по цитатам из книги, хорошо ориентируется в литературе и всегда может дать совет о том, что почитать.

Литература в развитии детей

Младшие школьники очень тонко чувствуют слова. Художественные детали в тексте для них играют большую роль. Пересказы молодых читателей наполнены живыми подробностями, при этом каждая из них имеет особое для ребенка значение.

Дети в 6-10 лет могут реагировать на незначительные душевные колебания героев, подмечают каждое слово, если оно многозначно и весомо с художественной точки зрения. Если правильно найти художественные детали, у читателя появляется возможность в своем воображении дорисовывать и дополнять картины, намеченные автором.

Поэтому важно отбирать произведения для детей младшего школьного возраста. Главное, чтобы это были полноценные с художественной точки зрения произведения, обладали емкими образами, были способны вызывать сотворчество юных читателей.

Формирование читательской культуры детей

В процессе формирования читательской культуры у младших школьников важная задача – формировать диалектичное мышление детей, которое бы позволяло избегать прямолинейного оценивания литературных героев, побуждало детей объемно воспринимать прочитанный текст.

Отрицательные образы оказывают положительное влияние на юных читателей. И это обладает большим воспитательным значением. Взрослые должны лишь уметь чувствовать то, как писатель относится к персонажу. А оценку ему дает читатель.

О том, насколько высок уровень восприятия у детей, говорит их способность воспринимать подтекст. В произведениях настоящих художников есть много «этажей». Одни читатели поднимаются на первый, другие – повыше. Особенно если их к этому подталкивают взрослые. В результате при совместных поисках взрослых и детей можно совершенствовать эстетические и нравственные качества.

Это еще одна способность восприятия – ребенок может узнавать себя и окружающих его людей в прочитанных книгах. Эта способность подразумевает умение думать о другом человеке, как о себе, сравнивать себя с другими. Психологи считают, что это умение наделяет человека богатым жизненным опытом.

Младшие школьники находятся обычно в зоне своего ближайшего развития. Согласно многочисленным наблюдениям, детям проще находить внешние ассоциации.

Восприятие в младшем школьном возрасте

Исследуя специфику восприятия детей 8 – 9 лет, Л.И. Беленькая делает вывод, что все многообразие чувств дети выражают лишь одним словом: нравится или не нравится. Известно, что современные читатели обычно начинают раньше аргументировать свою позицию «нравится».

Дети младшего школьного возраста способны давать развернутые оценки прочитанному, выделять в книгах те эпизоды, которые они считают существенными. Детям нравится смешное или страшное, близкие для их жизненного опыта события, эпизоды, которые насыщены действием, фантастические игры воображения.

Если ребенок испытывает эстетические переживания и чувствует выразительность фактов, это свидетельствует о хорошем развитии творческого восприятия литературных произведений.

Поэзия как средство формирования культуры чтения

Один из любимых жанров детей в этом возрасте – поэзия. В младшем школьном возрасте дети сензитивно относятся к лирике. В 6-10 лет они могут эмоционально воспринимать эстетическую составляющую стихотворений.

К сожалению, в более старшем возрасте эта способность угасает, что приводит к утрате интереса к процессу чтения и к поэзии. Вот поэтому важно успеть поддержать любовь ребенка к стихотворениям, помогать им развивать поэтические чувства, развивать их склонность заниматься собственным литературным творчеством.

Деятельность по чтению нельзя реализовать, если не сформированы определенные навыки и знания. Н.Н. Светловская пишет о том, что структура читательской деятельности состоит из трех элементов: смысловой, читательский, технический.

Самостоятельность в процессе чтения

Техническая самостоятельность – это основа процесса чтения. Это связано с тем, что деятельность чтения является единым процессом восприятия информации и ее передачи с помощью графических символов. Она должна быть основана на простых технических навыках и умениях, связанных с озвучиванием целостных текстов: чтение, темп и точность чтения и метод.

Смысловая самостоятельность дает возможность ребенку погружаться в художественный мир, видеть его особенности и оценивать его красоту. Дети должны понимать позицию авторов, опираясь на нее давать собственную оценку прочитанному материалу.

Иными словами, ребенок должен научиться воспринимать художественную литературу в согласии со следующими характеристиками:

  • восприятие предметного плана книги, которое означает, что человек может представить сюжетную сторону;
  • осознание идеи этого плана, что проявляется в том, что ученик понимает смысл подтекста в художественном произведении, видит авторскую позицию, формирует собственное отношение и имеет эмоциональные впечатления о прочитанном материале;
  • выразительность, которая заключается в применении интонационных возможностей на приемлемом для школьника уровне.

Критерии сформированности читательской культуры

С.В. Решетникова считает, что можно выделить несколько критериев сущности формирования культуры чтения:

  • выработка у школьников ценностного отношения к книгам;
  • способность исследовать и выбирать интересующие книги;
  • способность эмоционально реагировать на прочитанные книги;
  • способность эстетически воспринимать художественные тексты;
  • способность находить в прочитанных произведениях смысловые и ценностные данные.

Учитывая возрастные особенности младших школьников, самой сложной является смысловая характеристика. Ведь она подразумевает развитие таких свойств психики, как отражение комплекса характеристик воспринятого, способность узнавать и сопоставлять новое с уже известным ранее, способность познавать смысловую сторону.

Помимо прочего, младшие школьники могут наивно и в то же время реалистично воспринимать художественные тексты.
Еще одна характеристика читательской деятельности — это самостоятельность. Она проявляется во время внеклассного чтения.

Читательская культура обладает следующими характеристиками:

  • дети испытывают мотивационные побуждения к чтению;
  • их выбор конкретной книги зависит от цели прочтения;
  • они испытывают интерес к книге до самого завершения процесса чтения.
Логоправ
Добавить комментарий

Adblock
detector