Экспрессия речи малыша


Правильное развитие речевого аппарата является одной из основ гармоничного становления личности. Экспрессивная речь представляет собой умение выстаивать правильные ассоциации между значениями слов и производимыми звуками.

Поэтому любые искажения четкости, ритма или выпадение отдельных слогов предупреждают о патологических процессах, требующих диагностики.

Что такое экспрессивная речь

Термин означает словесную форму, выраженную вслух, окрашенную эмоционально. У детей такая способность формируется в результате подражания действиям взрослых: вначале возникает идея, затем внутреннее высказывание, а после — озвучивание.

Слуховой анализатор и зона Вернике отвечают за понимание письменной и устной речи, правильное восприятие звуковых сигналов, словообразование.

В раннем периоде детства требуется поощрять и стимулировать желание детей говорить, не приспосабливаясь к невнятному произношению.

Социальная адаптация с развитием эмоционального интеллекта происходят за счет регулярных вербальных контактов, поэтому ребенку полезно слушать четкую дикцию взрослых и практиковаться самостоятельно.

Расстройство экспрессивной речи

При данном заболевании слабо развита артикуляция, нет четкого понимания, как использовать речевой аппарат для сотворения звуков, страдают все виды речевой деятельности.

Вначале может наблюдаться нормальное усвоение новых слов, но затем прогресс останавливается, исчезает способность адекватно комбинировать грамматические средства.

Интерес к познанию и интеллект детей с моторной алалией обычно не нарушены, предметно-практические способности развиты в полной мере.

Поэтому первую тревогу у родителей вызывает молчание ребенка при понимании ним ситуации и логичной реакции на вербальное обращение.

Подчас определения диагноза следует исключить сопутствующие болезни — неправильное развитие аппарата артикуляции иногда сочетается со структурными изменениями мозговых тканей.

Тогда ЭЭГ регистрирует эпилептиформную активность или замедленную работу участков мозга, регулирующих мышцы голосового аппарата — центры Вернике и Брока.

Что провоцирует расстройство экспрессивной речи

Мозговая организация детей 3-х летнего возраста имеет хорошо сформированный моторный речевой центр, если в этот период ребенок пережил эмоциональную травму или переболел, может наступить ухудшение усвоения лексических форм и конструкций.

В информационных источниках нету точно сформулированных причин заболевания, но его возникновению способствуют некоторые факторы:

  • генетическая обусловленность, сильный стресс, пережитый на первом триместре беременности;
  • родовая гипоксия, травмы черепа подчас родов;
  • энцефалит, менингит, другие опасные инфекционно-воспалительные заболевания;
  • интоксикация алкоголем, ядовитыми веществами, что выделяются при сгорании токсических отходов — техногенные катастрофы.

Неблагоприятное социальное окружение, гиповитаминоз витаминов группы В, отсутствие диалогового общения негативно сказываются на умственном, речевом развитии.

Поэтому организация разностороннего ухода играет важную роль в период восстановления функций речевого аппарата.

Симптомы расстройства экспрессивной речи

Отличительно других расстройств, у алаликов есть физиологические условия для правильной артикуляции, но они искажают, путают звуки, не различая их.

Также у детей может страдать импрессивная речь — понимание прочитанного текста или чужого высказывания вслух. Частые признаки выявленной проблемы:

  • яркая или сниженная экспрессивная окраска упрощенных высказываний, замена слов жестами, мимикой или отдельными звуками;
  • повышенное слюноотделение;
  • плохое понимание взаимосвязи объектов, поступков людей;
  • молчаливость во время игры, беззвучный плач;
  • синдром дефицита внимания, повышенная двигательная активность;
  • сокращение, искажение слов, облегчающее их произношение;
  • нежелание выследить движущийся объект глазами, а поиск источника звука на слух;
  • отсутствие выразительности звуков, запутанность в пересказе событий.

В запущенной стадии может наблюдаться пониженная ориентация на местности, нарушенное восприятие соотношения предметов в пространстве.

Однако периодически наблюдается спонтанное устранение проблемы без существенного вмешательства, когда детей отдавали в детский сад.

В группе их активная коммуникация поощрялась, была залогом достижения личных потребностей.

Влияние задержки экспрессивной речи на становление Коммуникации в раннем возрасте

Дети с поздним развитием самостоятельной речи в силу физиологических причин с детства не приученные логично мыслить. Без логопедических занятий в школьном возрасте они будут допускать грубые синтаксические ошибки при письме под диктовку.

Также могут возникнуть проблемы с адекватной интерпретацией абстрактных образов, понятий, что затруднит выстраивание межличностных отношений.

После появления первых признаков самостоятельного мышления, малышам следует стимулировать познавательный интерес, непрестанно расширять их словарный запас.

При проблемах вербальной экспрессии рекомендуется играть вместе в сюжетно-ролевые игры, разучивать основные фразы ежедневного этикета, чтобы общение со сверстниками было психологически комфортным.

Психологическая диагностика дошкольников с задержкой экспрессивной речи

Комплексные исследования помогают исключить глухоту и уровень речевого развития, нужна диагностика состояний, требующих дополнительных терапевтических мер.

К таким дефектам относится аутизм, умственная отсталость, гиперактивность, депрессивные, тревожные или другие или другие отклонения психики. Определить степень выраженности проблемы помогают такие методы:

  • демонстрация предметов с пожеланием сказать их название;
  • ведение диалога с переходом от легких тем к более сложным для оценки произношения, лексического запаса и его качества;
  • просьба рассказать, какое действие изображает картинка — обнаруживается умение составлять предложения разной сложности;
  • оценка произнесения звуковых групп бпм, зцс, чшщч, гкх;
  • проверка понимания указаний с градацией от простых к сложным: дотронуться к носу, указать карандшом на раскрытое окно.

Обычно расстройство экспрессивной речи у детей становится заметным в момент, когда словарный запас и способ коммуникации не соответствуют возрасту.

Учитывая, что дефекты лучше поддается коррекции в начальных стадиях, самостоятельные пробы исправить проблему могут навредить.

Информативным показателем хорошего развития есть указательный жест пальцем, если он не появляется  к 1,5 году, следует пройти обследование у детского невролога.

Методы лечения и коррекции

Прогресс от занятий с логопедом-дефектологом зависит от степени дисфункции и того, какие виды речевых навыков ребенка больше нуждаются в коррекции — чтение, говорение или письмо. Внятное произношение осмысленных фраз может развиться к 3-4 годам, если расстройство диагностировано в возрасте 1-2 лет.

Основная задача коррекционной терапии заключается в выработке правильных речевых стереотипов, стимулировании словотворчества. Меры, которые помогают связно выражать мысли вслух, адаптируют ребенка в социальной среде:

  1. Речевая гимнастика, тренировки реберно-диафрагмального дыхания. Обучение, как координировать дыхательные движения с одновременным произношением звуков.
  2. Повышение эффективности мелкой моторики пальцев рук: раскрашивание, игры с конструктором.
  3. Создание благоприятного эмоционального фона, устранение и предупреждение негативных стрессовых переживаний.
  4. Приобретение и закрепление навыков анализа событий, предметов — составление визуальных, пространственно-временных характеристик.
  5. Тренировка кратковременной и длительной памяти, развитие концентрации внимания, составления цепочек причинно-следственных связей.

Развитие экспрессивной речи происходит при систематическом пополнении запаса лексики с внедрением выученных слов в диалог, формировании целостных высказываний.

Видимые результаты дает полисенсорный способ ведения тренингов, пробуждающий главные виды восприятия: зрительное, тактильное, слуховое, вкусовое и обонятельное.

Задача взрослого собеседника — найти положительные эмоциональные триггеры, побуждающие алалика активно участвовать в диалоге по личной инициативе.

Этапы развития собственной экспрессивной речи ребенка

Период крика наступает с рождением, в это время плач имеет важные диагностические характеристики, обнаруживая отклонения психического или физического развития.

Мелодичное гуление появляется к 5-му месяцу, а в возрасте 7-8 месяцев дети переходят в фазу лепета, пробуют произносить губные согласные. В 1-1,5 года имеется запас из 6-8 коротких слов, уже обладающих экспрессивностью, начинается процесс словотворчества.

Этапы развития индивидуальны для каждого ребенка, но отсутствие произношения элементарных фраз в 2,5 года не считается нормой и требуется консультация специалиста.

Постановку диагноза предваряют подробные тесты проверки слуха, состояния нервной системы, дополненные подробным собеседованием и амбулаторным наблюдением в течение всего периода корректирующих занятий.

Оценки
( 8 оценок, среднее 5 из 5 )
Логоправ!
Добавить комментарий

  1. Lidia Krestinina

    Для становления речи малыша очень важен период предречевого развития. Должен быть тесный психологический контакт со взрослыми и , прежде всего, с матерью. И, конечно же, спокойная, доброжелательная атмосфера. Ребенок еще не умеет говорить, но реагирует на стимулы и произносит отдельные звуки. Стоит как можно чаще и больше обращаться к нему, называя в процессе общения предметы и действия. При этом стараться поощрять попытки малыша что-либо самостоятельно выразить

    Ответить
  2. Иван Дмитриевич

    Я так понял, что экспрессивная речь — это, по сути, речь эмоциональная. Тут и жестикуляция, и мимика и т.п. Что касается ее нарушения или недоразвития, то тут, проблема в первую очередь затрагивает эмоционально-волевую сферу ребенка или взрослого. Нет эмоциональных проявлений в поведении, нет и экспрессивности в речи.
    А коррекционный момент здесь заключается лишь в формировании у человека эмоций, чувства удовольствия. Вообще интереса к жизни.

    Ответить
  3. Людмила

    У меня у сына основной всплеск в речи произошел в 3 года. За месяц гигантский скачек произошел. Причем каждый час или два произносил новое для него слово. Но мне логопед сказала, что главное, чтобы именно понимала речь, выполняла простые инструкции. Зато сейчас, когда заговорила, вспоминает события, которые произошли почти год назад (нашу поездку в деревню). Описывает, какая там была собака, что сделала соседка и т.д. и т.п. Тогда я и не подозревала, что ребенок все может понимает и запоминает. Когда стали читать книжку, которую я часто читала месяцев 7 назад, а потом перестала, оказалось, что сын помнит ее почти наизусть. А ведь тогда мне казалось, что он ее не слушает, и плохо понимает.

    Ответить
  4. Мишель

    Очень умная статья. И мысли наверное толковые. Жалко, что мне не хватает мозгов это понять. Как люди во всем этом разбираются… У нас ребёнок букву р плохо выговаривает. Это сюда относится? Или это не из темы экспрессивной речи?

    Ответить
  5. Андрей Васильевич, психолог

    Я вот давно искал материал по экспрессивности. Теперь кое-что выяснил. Но хотелось бы подробнее обсудить вопрос экспрессии и экспрессивности. Есть ли разница в понимании этих двух терминов? И какая? Будет интересно почитать мнения экспертов.

    Ответить
    1. admin автор

      В этих двух понятиях есть и общий момент в понимании, но есть и некоторые различия. Можем обсудить с посетителями нашего сайта.

      Ответить