Развитие речи учащихся начальных классов при изучении фразеологизмов

Речь – это главное средство коммуникации, которое постоянно используется людьми в совместной деятельности, в общественной жизни, во время обмена информацией, в образовательном процессе. Она делает богатым мир человека, помогает ему заниматься искусством.

Речь многообразна. Она имеет множество разных жанров и стилей. Это может быть побуждение, которое звучит от оратора. А может быть дружеский разговор. Это может быть монолог артиста, а может быть лекция, которую читает преподаватель. В разных ситуациях речь принимает те или иные формы.

То, каким будет содержание речи человека и его форма, зависит от его возрастных особенностей, от его талантов, от его эмоционального состояния. Речь мы используем для изучения нового материала, для общения с другими людьми. С помощью речи мы оказываем друг на друга влияние. Даже на себя мы можем оказать воздействие посредством самовнушения. И чем активнее мы развиваем свою устную и другие типы речи, тем полнее будет наш словарь, тем лучше мы узнаем особенности своей культуры.

Для школьника хорошая речь – это способ успешно развиваться и обучаться. Сначала язык изучается дошкольником стихийно во время общения с другими людьми. Но этого мало.

Речь, которая усвоена стихийно, имеет примитивные формы. Есть аспекты, которые невозможно изучить стихийно. Поэтому школа берет на себя обязанность по их развитию. Например, сюда можно отнести литературный язык, который подчиняется норме. Также сюда можно включить способность ребенка отличать литературную речь от жаргонной и просторечной.

Педагог должен стремиться  формировать у учеников потребность в том, чтобы усваивать язык, который является средством общения. Он должен быть способен развивать свою речь, пополнять ее богатство. Дети должны учиться говорить выразительно. В начальной школе дети получают основы знаний и способностей. Уже в первые дни нахождения в школе дети должны учиться воспринимать образные выражения, присущие искусству.

Вопросам формирования речи учеников всегда уделяется много внимания. Сегодня изучены главные тенденции формирования речи школьников, разработана методика этого развития на межпредметном уровне. Также изучены проблемы общения с помощью речи, определены пути развития языковой компетенции учеников начальной школы, проведен анализ разных форм речевых высказываний, определены особенности психологии развития письменной и устной видов речи у учеников начальной школы.

Но, согласно практике, несмотря на изученность этой проблемы, уровень формирования речи у младших школьников отстает от принятых норм. Поэтому необходимо разработать современную методику организации работы по речевому развитию.

Фразеологизмы – это хороший материал для формирования выразительной речи у детей.

Работая над устойчивыми фразами, дети учатся абстрагировать. А ведь именно абстракция обладает формирующим эффектом для мыслительной деятельности. Ведь с помощью абстракций дети учатся обобщать и развивать понятия. Этимология фразеологизма, определение источника заложенного в нем образа – все это дает возможность заложить основы работы по исследованию языка, которая обязательно пригодится ученикам на протяжении всего процесса обучения.

Часто школьники неправильно понимают значения тех или иных фразеологизмов. Иногда они и вовсе не могут их понять. Согласно исследованиям, второклассники не обладают знаниями о фразеологизмах родного языка, не используют их в своей речи, плохо понимают их значение, не могут использовать без подсказок.

Н.В. Гавриш, О.С. Ушакова и другие ученые указывали на необходимость развития речи а младших школьников.

Исследование фразеологизмов – это необходимая часть работы по формированию речевых способностей. Дети учатся определять содержание фразеологизмов. Эта методика используется сегодня из за того, что дети обладают низким уровнем сформированности речи. Наши ученики обладают невыразительной речи, часто подбирают слова неумело и неточно. Поэтому нужно учить их не только правильно, но и грамотно выбирать языковые средства для выражения своих мыслей.

Начальная школа должна проводить такую работу, которая бы не просто пополняла копилку знаний школьников, но и влияла на их языковое чутье, на интуицию. Дети должны приобретать позитивный речевой опыт. Чтобы достичь эти цели, нужно работать с фразеологическими оборотами, вводить их в словарный запас школьников.

Проводя работу с фразеологизмами, мы можем стимулировать речевое развитие. Но только ли в этом формируется речь? Конечно, нужно учитывать, что речь человека пребывает в единстве с его мышлением. А мышление во время речевого общения совершенствуется. Поэтому, работая над формированием яркой речи, педагог должен развивать у учеников мыслительные способности, выводя их на новый качественный уровень. Проводя работу над фразеологизмами, учитель развивает способность детей абстрагировать. А ведь именно абстракция является элементом развития процесса мышления, ведь с ее помощью ребенок учится формировать понятия и обобщать их.

Исследование фразеологизмов, нахождение настоящего источника всех образов помогает заложить основы исследовательской работы, которая обязательно пригодится детям во время обучения.

Проблема изучения фразеологизмов учениками младшей школы на занятиях по родному языку до сих пор не решена полностью. Не существует проработанных принципов отбора материалов, нет конкретного списка устойчивых выражений, которые рекомендуются для изучения младшими школьниками. На эту тему практически отсутствуют пособия и статьи.

Знакомство младших школьников с фразеологизмами можно осуществить практическим способом. Для этого дети могут выполнять специальные упражнения над текстами во время занятий по литературе и русскому языку.

Изучая фразеологию родного языка, нужно также изучать и то, как произошли те или иные фразы. Поэтому можно придумать два варианта упражнений. В некоторых упражнения дети подготавливают рассказы о тех или иных фразеологизмах. В других упражнения дети должны рассказать о том, в каких сферах сначала использовался заданный им фразеологизм. Либо фразеологизм дети могут выбрать сами.

В любом случае педагог дает указание, какой литературой лучше всего воспользоваться. Когда дети составляют рассказы в домашней обстановке, они находят рисунки, которые бы могли продемонстрировать  наглядно их мысли.

Вот несколько примеров заданий, которые используют на занятиях по развитию речи:

Постарайся закончить предложение:

а) Василий Васильевич всегда был очень тихим человеком. Про него говорят, что он….

Моей подруге нравится петь, но все про нее говорят, что…

Для справок: как белка в колесе, комар носу не подточит, мухи не обидит, как корова на льду, медведь на ухо наступил

б) У меня столько всяких занятий. Я верчусь…

Мыть пол грязной тряпкой — …………………….

Подсказывать на уроке – это ………………….

Изучение фразеологии с помощью учебников я осуществляю на следующих компонентах: пополнение лексического словаря фразеологизмами; активизация пассивной лексики; уточнения лексического запаса; усвоение новых фразеологизмов; развитие способности использовать фразеологизмы в повседневной речи.

Чтобы активизировать словарь учеников, помочь им чаще использовать в своей речи фразеологизмы, мы выполняем с ними следующие упражнения: составлять тексты с предложенными им фразеологизмами, выбрать устойчивые фразы на заданную тему, записать те крылатые выражения, которые являются ключевыми в тексте.

Чтобы повысить степень сформированности речи у младших школьников, а также чтобы провести грамотную работу по ее обогащению, мы после тщательного анализа методических пособий, разрабатываем систему упражнений, которая периодически используется нами во время уроков. Мы даже придумали для этой системы свое название: «Десятиминутка в королевстве Фразелогии».

Мы провели следующие уроки:

  1. Фразеологизмы – что это такое?

Цель этого занятия: научить детей использовать в своей речи фразеологизмы. Формировать их речь и речевую культуру.

В качестве оборудования использовался компьютер, карточки и учебник.

  1. Фразеологизм – речевая единица.

Целью этого урока было выполнение следующих трех задач:

— познавательная задача: дети узнали, что такое фразеологизм, как грамматически он построен, какое у него лексическое значение, как фразеологизмы обозначаются в толковых словарях;

— практическая задача: развитие способности отличать фразеологизмы от других речевых оборотов, находить их в текстах и в толковых словарях;

— общепредметная задача: формирование логического мышления.

  1. Как работать с фразеологизмами.

Цель этого занятия:

а) Усовершенствовать способность находить фразеологизмы в речи, объяснять их значение;

б) Развивать письменную и устную речевую активность с помощью творческой работы с фразеологизмами;

в) Развивать коммуникативные способности учеников.

  1. Почему фразеологизмы – это народная мудрость?

Цель этого занятия:

а) познакомить учеников с синонимией устойчивых выражений, со спецификой использования их в речи;

б) помочь детям узнать новые фразеологические обороты;

в) формировать способность детей использовать фразеологизмы в речи.

Для этого занятия использовались следующие материалы: юмористические картинки, изображение флага Фразеологии, словари по фразеологии, Лото, аудиомагнитофон, аудиозапись «Радио-няни».

  1. Применение фразеологизмов.

Цель этого занятия:

— развивать способность отличать устойчивые фразы от свободных речевых оборотов;

— развивать способность понимать учебные задачи, анализировать и оценивать свою работу;

— пополнять фразеологический запас учеников;

— формировать познавательные способности учеников.

Таким образом, формирование речи младших школьников с помощью фразеологизмов, изучение их значения и специфики использования в речи – эффективен при условии, если это хорошо организованный целенаправленный процесс.

Логоправ
Добавить комментарий

Adblock
detector