Почему учителю необходимо владеть основами педагогической риторики

Знание преподавателем основ педагогической риторики позволяет ему уверенней и эффективней доносить свои мысли и знания до учеников. Для этого необходимо знать не только базовые понятия и правила риторики, но и уметь применять их на практике.

Основные законы риторики

Основоположник риторики как науки Аристотель положил в обиход золотые правила риторики.

Если оратор хочет построить гармоничный, логичный и максимально безупречный по форме и содержанию монолог, ему потребуется прибегнуть к основным законам риторики. Проще говоря, это инструменты, которые делают речь человека максимально понятной и убедительной для собеседника. Что из себя представляют эти законы мы разберём дальше.

Закон гармонизирующего диалога

Закон гармонизирующего диалога говорит нам следующее: эффективное речевое взаимодействие возможно только при активном участии всех собеседников. Теперь разберём, как это должно выглядеть на практике.

Риторика никогда не становится монологом, даже если аудитория по факту не участвует в речевом общении, ведь она остаётся активным слушателем. Чтобы оратору не упустить активное внимание совей аудитории, ему необходимо придерживаться следующих принципов:

  • Проявление внимания к адресату;
  • Содержание речи должно быть близким и интересным адресату;
  • Обращение должно подкрепляться конкретикой.

Внимание к адресату

Адресат в данном случае – это слушатель, при этом не важно один он или их много. Это чем-то схоже на сценическую речь. Готовясь к публичному выступлению, личной или профессиональной беседе, важно представлять будущего слушателя. Для этого нужно ответить на следующие вопросы:

  • Кто они, и чем занимаются;
  • Каков возраст и статус основной массы аудитории;
  • Ради какой темы собрались люди, чего они ожидают от речи;
  • Персональные особенности личности собеседника (важно, как для частной беседы, так и для выступления перед аудиторией);
  • Существуют ли темы, которых касаться не стоит;

Если оратор учитывает все эти факторы и создаёт «социальный портрет слушателя (аудитории)», и продумывает свою речь исходя из него, выступление (беседа) оказывается более успешной.

Близость содержания речи

После составления «портрета аудитории» необходимо строить свою речь опираясь на категории, понятные и близкие слушателю. Желательно подбирать слова, которыми пользуется ваша аудитория, и приводить примеры, с которыми они могли бы столкнуться в своей реальной жизни.

Конкретика

Людям проще воспринимать информацию, если давать им конкретные примеры. Если спикер говорит о пользе утренней зарядке и рассказывает, как именно эта привычка помогла ему/знакомому/известной личности, аудитория быстрей поймёт и запомнит рассказанное. В этом случае стоит заранее учитывать составленный «портрет аудитории» и подбирать примеры исходя из него.

Закон продвижения и ориентации адресата

Этот закон выдвигает следующее требование к речи: слушатель должен быть ориентирован «в пространстве» речи при помощи говорящего, и чувствовать, что продвигается к цели вместе с ним.

Чтобы создать это ощущение «продвижения» необходимо продумать и структурировать свою речь заранее. Важно чтобы спикер всё время своего выступления держал в голове эту структуру и придерживался её. Хорошо, если переходы от одной смысловой части речи к другой будут создавать впечатление, что спикер движется вперед, не отвлекаясь, не «провисая» и не повторяя уже сказанное несколько раз.

Немаловажна и манера произнесения речи. Тут стоит обратить внимание на осмысленные паузы, правильно расставленные акценты и темп речи.

Закон эмоциональности

Этот закон сообщает следующее: «Говорящий должен не только мыслить, но и чувствовать, переживая эмоционально то, о чем он сообщает или беседует».

Если оратор рассказывает о том, что пережил лично, или глубоко прочувствовал, то он может передать свои мысли более убедительно, не оставив слушателя равнодушным. Для этого риторика использует множество выразительных средств, например, метафоры. Кроме этого, эмоциональней и экспрессивней речь становится благодаря выразительным движениям спикера и его голосу.

Закон удовольствия

Суть закона удовольствия: «Речь становится действенной, если она доставляет удовольствие собеседнику (аудитории)».

Чтобы добиться этого, спикеру необходимо создать игровую установку через загадку, которую слушатель сможет разгадать вместе с говорящим. Кроме этого важно уметь создавать небольшие словесные каламбуры и игру слов — это то, что поможет спикеру доставить удовольствие аудитории. При этом, речь не должна становиться пустой болтовнёй. Стоит помнить, что доставить удовольствие аудитории — не значит избежать трудных и неприятных вопросов.

Основы педагогической риторики

Красноречие педагога или соблюдение им правил риторики всегда направлены на улучшение коммуникативных способностей педагога. Речевому воздействию присущи определённые функций, которые важны для педагогов:

  • Воспитательная;
  • Пропагандистская;
  • Управленческая.

Успех педагогической деятельности зависит от речевой коммуникации, которая должна быть эффективной, гармоничной и быть в некоторой степени артистической. Любое обращение педагога должно сохранять публичный стиль, а именно:

  • Содержать заранее составленные компоненты;
  • Допускать расширение круга слушателей;
  • Иметь не только информирующий, но и воздействующий характер.

Можно выделить 4 разновидности речевого воздействия:

  • Убеждение. Для этого используются логические аргументы;
  • Заражение. Для этого требуются эмоциональные аргументы, основанные на оценках предмета обсуждения;
  • Мотивация подражания. В этом случае используется логическая, эстетическая и эмоциональная аргументация. Речь приобретает форму рассуждения. Часто используются отсылки к авторитетным источникам;
  • Внушение. Здесь важны психологические аргументы.

Стили педагогического общения

В процессе коммуникации педагога и его студентов решаются учебные, воспитательные и развивающие задачи. Во многом успех коммуникации зависит от того, как правильно педагог выбрал стиль общения, который можно разделить на следующие подвиды:

  • Устрашение. Педагог подавляет своих студентов, навязывает определённые условия, принимает на себя роль диктатора. Такой стиль преподавания является признаком профессиональной непригодности;
  • Заигрывание. Педагог снижает свои требования в обмен на дисциплину студентов. Явный признак некомпетентности неуверенного в себе педагога;
  • Строгая фиксация дистанции. Педагог постоянно подчёркивает разницу между своей опытной персоной и студентами;
  • Дружеское расположение. Педагог играет роль старшего товарища, наставника, который старается помочь своим студентам;
  • Развитие совместной увлеченности. Преподаватель и ученики принимают роли партнёров в образовательном процессе.

Культура речи преподавателя

Речь преподавателя должны формировать следующие составляющие:

  • Правильность;
  • Точность;
  • Логичность;
  • Чистота;
  • Выразительность;
  • Разнообразие;
  • Уместность.

В речи педагога можно встретить ошибки, которые обедняют её. Вот самые распространённые среди них:

  • Нарушение лексической сочетаемости в предложениях;
  • Замена слов на сходных по звучанию, но отличных по значению;
  • Неверное употребление слов относительно их значения;
  • Использование лишних слов;
  • Тавтология;
  • Замена или потеря слов, которые нарушают смысл сказанного.

Подготовка речи

Если спикер (педагог) готовит свою речь заранее, это обеспечивает уверенность и эффективность его речи. Для этого необходимо пройти несколько этапов подготовки.

Инкубационный период или время обдумать материал

Прежде, чем приступить к записи своих мыслей, которые потом станут речью, необходимо обдумать основные идеи, которые будут раскрыты в процессе выступления. Также стоит решить, в какой форме эти идеи стоит подать аудитории, чтобы они были поняты и приняты. После того, как материал обдуман, его необходимо записать. Можно записывать абсолютно все идеи и мысли, которые приходят в голову. Это нужно, чтобы не отбросить чего-то важного.

Отбор материала

После того, как все мысли по главной теме речи были записаны, их необходимо структурировать и отобрать самые важные. На этом этапе удаляется всё лишнее и ненужное. Этим «ненужным» могут стать предложения и целые абзацы текста, которые не продвигают спикера к основной цели речи.

Первичная редакция речи

На этом этапе нужно убрать все повторения, тавтологию и прочие выражения, которые могут быть поняты неверно или вообще недоступны аудитории в связи с её персональным мировоззрением и опытом. Вместо них подбираются более подходящие слова и фразы, точно передающие мысли спикера.

Пробное произнесение речи

Этот этап нужен, чтобы найти слабые места своего выступления и доработать их. Пробное произнесение речи необходимо делать перед настоящей аудиторией, которая даст обратную связь.

Словесное стилистическое оформление

При выборе того или иного стиля повествования, стоит учитывать ранее упомянутый «портрет аудитории». Кроме этого, речь должна соответствовать ситуации. Например, читая лекцию студентам нужно придерживаться научного стиля, читая доклад на бизнес-конференции логично выбрать деловой стиль, и так далее.

Работа над вступлением и заключением шлифовка

Вступление – это самая важная часть речи, так как именно оно позволяет захватить внимание слушателей и заинтересовать их. Поэтому вступительную часть необходимо продумать как следует.

Заключение также очень важная часть выступления, потому что у человеческого мозга есть одна особенность: он лучше запоминает то, что услышал последним. Поэтому, в конце стоить подвести итог и обозначить ключевые мысли выступления.

Проработав эти моменты, их необходимо объединить с остальной частью речи.

Владение риторикой – важный навык для любого педагога. От этого зависит его успех и качество полученных учениками знаний. Ведь преподаватель, которого не интересно слушать, и который не может расположить к себе студентов, не в состоянии передать им какие-либо знания.

Законы современной риторики мало претерпели изменений в сравнении с пложенными в основу Аристотелем суждений.

Все так же можно выделить золотые правила риторики: точность, логичность, выразительность, правильность речи.

Законы общей риторики и их исполнение, как нельзя лучше, способствует очищению и обогащению языка. Выполняя всего лишь четыре закона риторики, педагог достигнет своей истинной цели — покажет, какой должна быть речь настоящего носителя своего языка.

Оценки
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Логоправ!
Добавить комментарий