Под образовательным пространством понимаем…

Такие понятия как «открытая образовательная система», «образовательное пространство» и «открытое образовательное пространство» вошли в употребление в педагогической среде в начале последнего десятилетия прошлого века.

Начало рассмотрения понятия «образовательное пространство»

Впервые эти определения употребили в своих работах К.Ю. Комаров и Б.Эльконин.

Затем вопрос развития образовательного пространства в виде открытой системы исследовали в своих работах такие авторы как И.В. Шумакова, Ф.Т.Михайлов, В.Д.Гатальский, С.Г.Алексеев, Т.А.Фомина, Ю.В.Сенько и другие.

Проблему обозначения границ образовательного пространства рассматривали Г.Н.Прозументова, В.М.Степанов, К.Ю. Комаров, Л.Н.Ковалева, Н.А.Савченко, Г.И.Дубенчак, Ю.А.Джагаров, А.П.Лиферов и другие исследователи.

Что такое «пространство» в целом

Пространство – один из важнейших факторов, определяющих положение вещей в человеческом мире. Оно влияет на протекание ежедневных жизненных процессов, взаимодействие людей между собой, жизненный уклад каждого человека в отдельности. По словам А.В. Лоскутовой, в современном понимании под «пространством» рассматривается не «пространство тел», а «пространство процессов», а также все связанные с ним понятия, их осмысление и реализация на практике.

Пространство в образовании

Как пишет К.Л.Крутий, психолого-педагогическая литература расшифровывает понятие «образовательное пространство» очень многообразно.

Оно употребляется:

  • в виде метафоры;
  • в качестве синонима «образовательной среды»;
  • в виде категории, определяющей масштаб образовательных явлений или социальной практики;
  • в качестве термина, определяющего результат объединения всех существующих частей образовательной системы;
  • в виде определения уровня социального пространства (аналогично политическому, экономическому, культурному пространству);
  • в значении явления общественных отношений между странами, как качество единства;
  • в виде результата конструктивной деятельности;
  • в других значениях.

Однако в большинстве случаев под термином «образовательное пространство» подразумевается процесс (система, институт) образования, как множество разнообразных форм образовательных возможностей.

Такое определение позволяет представить детско-взрослую группу как пространство выборов и возможностей, являющееся составляющим более широкого социального пространства. Такое понимание «образовательного пространства» является более широким по отношению к ранее принятому, когда педагогическая деятельность подразумевала только взаимодействие педагога и воспитанника.

Образовательное пространство в исследованиях педагогов

При рассмотрении группы как пространства педагогический работник видит все происходящие в ней процессы в объеме. Л.С.Выготский делает вывод о том, что воспитательный процесс «активен трехсторонне»: «активен ученик, активен учитель, активна заключенная между ними среда».

На основании этого образовательное пространство дошкольного учреждения можно назвать местом активного взаимодействия воспитателя, дошкольника и образовательной среды между ними.

Проводя параллель между образовательным пространством и пространством реальным, можно увидеть, что та или иная образовательная система выглядит и как вместилище, и как набор объектов, его наполняющих. При этом, по мнению И.Д.Фрумина, нельзя забывать о том, что в образовательное пространство включаются не только парты, стулья, портфели, тетради, учебники и сами ученики, но и, что намного важнее, отношения между субъектами образования, условия, факторы и связи между ними.

А.В. Лоскутова подразумевает под «пространством» набор взаимосвязанных условий, оказывающих влияние на ребенка. М.В.Урбанская характеризует «образовательное пространство» как совокупность отношений между членами образовательного процесса.

Хорошее определение «образовательному пространству» дает  И.А.Баева, рассматривая его как подсистему социальной и культурной среды, смешение исторически сложившихся факторов, ситуаций и обстоятельств, а также как многообразие и единство организованных для развития ребенка педагогических условий.

И.В. Меньшиков понимает под «образовательным пространством» ту сферу человеческой деятельности, в которой формирование и развитие человеческой личности осуществляется целенаправленно. В рамках такого пространства формируется интеллектуальный, экономический и социально-духовный потенциал новых членов общества.

К.Ю.Комаров указывает, что «образовательным развивающее пространством» можно считать всю систему условий формирования детской личности по конкретному образцу, а также имеющиеся в социальном и физическом окружении возможности для ее развития.

Принципы формирования образовательного пространства

Принципы формирования единого образовательного развивающего пространства дошкольного образовательного учреждения, а также факторы, их обеспечивающие, Е.В. Шаталова определяет следующим образом:

  1. Принцип управления, основанный на том, что ДОУ – открытая самоорганизующаяся система.
  2. Принцип многообразия, подразумевающий, что все методы управления направлены на создание условий, достаточных для развития и разнообразия элементов образовательного пространства.
  3. Принцип единства, реализуемый путем установления и закрепления связей между элементами образовательного пространства, образующими некоторое единство многообразных форм.
  4. Принцип опережения, необходимый для обеспечения принципа многообразия, в соответствии с которым руководство ДОУ всегда должно быть готово к появлению новых элементов образовательного пространства, а также изменению отношений между ними.
  5. Принцип избыточности, позволяющий сохранить все элементы многообразного пространства и обеспечивающий широкое множество различных направлений развития системы образования ДОУ.

При этом Е.В. Шаталова отмечает, что для реализации целей всестороннего развития подрастающего поколения, образовательное развивающее пространство должно быть системой саморазвивающейся. Обеспечено это может быть только такой формой управления, которая сама представляет из себя и источник, и стимул для развития личности.

Трактовка образовательного развивающего пространства

Современная психолого-педагогическая наука рассматривает образовательное развивающее пространство как единство и тесную связь всех компонентов (пространственно-предметных, социальных).

При этом качество процесса образования в ДОУ напрямую зависит от качества пространственно-предметного наполнения образовательной среды, качества отношений между ее субъектами, а также качества связи между всеми ее компонентами.

Как сказано в работах В.А.Ясвина, способность образовательного пространства обеспечить каждому из членов образовательного процесса возможности для саморазвития личности является главным критерием его качества.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) также говорит о необходимости создания новой модели дошкольных образовательных организаций в виде открытой образовательной системы.

Этот образовательный стандарт прописывает изменения в содержании, целях и задачах дошкольного образования, а также указывает на новые требования к условиям воплощения дошкольной образовательной программы, ее результатам и информационной открытости.

Из всего вышесказанного видно, что сегодня открытая образовательная система, являющаяся доступной для каждого участника образовательного процесса, находится в центре внимания дошкольной педагогики.

Таким образом, под образовательным развивающим пространством будем рассматривать сферу человеческой деятельности, в которой формирование и развитие человеческой личности осуществляется целенаправленно. В рамках такого пространства формируется интеллектуальный, экономический и социально-духовный потенциал новых членов общества.

Логоправ
Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам:

Adblock
detector