Что мы знаем о ринолалии?

Ринолалия у детей или гнусавость – это искажение тембра голоса и произношения, возникающее по причине неправильного участия носовой полости в формировании звуков.

Возникает патологическое искаженное резонирование в носоглотке. Поток воздуха выходит через нос при произношении всех звуков при одной форме болезни, а при другой или носоглотка всегда перекрывается.

История изучения ринолалии

Расстройство голосового тембра и произношения отдельных звуков, вызванное анатомическими дефектами формирования речевого аппарата. Изучением ринолалии занимались психологи, дефектологи и другие специалисты. До определенного периода патология называлась косноязычием.

Ученый М.Е. Хватцев относил патологию фонематических процессов к механической форме дислалии, спровоцированной серьезными аномалиями развития лицевой кости. На твердой части неба у пациентов возникала щель.

В 60-е годы ученые С.С. Ляпидевский и Б.М. Гриншпун исследовали патогенез ринолалии и выделили такую ее форму, как отдельное речевое расстройство.

Первые научные работы врачи писали, основываясь на методике оперативного восстановления лицевых костей, создания небной занавески необходимой длины и подвижности. Усилия терапии, направлены на улучшение соприкосновения мягкой части неба с задней стенкой глотки. Восстанавливается природная способность изолировать носоглотку от ротовой полости.

Формы ринолалии

Классификация ринолалии

Форма болезни:

Открытая. Произносятся назальные звуки с явным носовым оттенком. Через носовую полость выходит воздух и возникают шипящие и фрикативные звуки. Взрывные звуки произносятся нечетко, смазано, поскольку не хватает воздушного давления.

При функциональной открытой форме происходит вялая артикуляция из-за слабого подъема мягкой части неба после заболевания или устранения аденоидов.

Органическая открытая ринолалия считается приобретенной, поскольку возникает в результате травмы, перфорации неба, формирования рубцовой ткани и воздействия опухолей. Врожденная органическая ринолалия диагностируется при появлении щели или сокращении мягкого неба.

Закрытая форма болезни появляется при уменьшенном носовом резонансе. На ее развитие влияет органическое изменение в носоглотке и патологии, после которых усложняется носовое дыхание.

Передняя закрытая ринолалия возникает при затруднении проходимости воздуха в носоглотке. Слизистая оболочка гипертрофируется, возникают полипы, новообразования или искривления.

Задняя закрытая возникает при аденоидах, опухолях, уменьшении объема носоглотки.

Функциональная закрытая ринолалия диагностируется, когда мягкое небо переходит в слишком высокое положение и блокирует движение звуковых волн через носоглотку. Причинами могут быть невротические заболевания у детей.

Причины ринолалии

Ринолалия может быть вызвана рядом причин:

Врожденная:[

  1. Щели образуются из-за плохого сращивания твердого и мягкого неба, когда возникает заячья губа.
  2. Слишком короткое небо без костей.
  3. Мышечное образование появляется над языком.
  4. Мягкое небо плохо смыкается с задней частью глотки.
  5. Слабая артикуляторная мускулатура часто формируется у болеющих детей.

Появляются сквозные щели, захватывающий небо, а также верхнюю губу. Возникают односторонние и двусторонние аномалии. Полные не сквозные нарастания достигают зубного ряда и задевают губы. Нарастание возникает на небольшой области в районе мягкого неба.

Приобретенная форма расстройства проявляется после механических повреждений лицевой кости. Ринолалия развивается из-за доброкачественных и злокачественных опухолей.

Открытая функциональная форма возникает у людей после хирургического вмешательства, проводимого с целью удаления опухоли и анатомических аномалий строения носоглотки, при неправильном формировании носовой перегородки и появлении полипов внутри. Воздух в подобных ситуациях плохо проходит через носоглотку.

Закрытая форма ринолалии может возникнуть из-за аденоидов и слишком сильного напряжения мышц мягкого неба. При этом носоглотка и ротовая полость изолируются друг от друга.

Приобретенные расстройства возникают у женщин после вирусных заболеваний, краснухи, дизентерии и других. Патология развивается после расстройства эндокринной системы и в результате употребления различных медикаментов, алкоголя или табачных изделий во время беременности.

Подобные аномалии могут проявляться из-за плохой наследственности. Например, аномалия развития возникают у внука, если она появлялась у бабушки или у дедушки.

Симптомы ринолалии

При открытой органической формы болезни, спровоцированной врожденным расщеплением лицевой кости у новорожденных, затрудняются дыхание и питание.

Молоко вытекает из носа во время грудного вскармливания, поэтому младенец медленно набирает вес, недополучает полезные микроэлементы. Носоглотка плохо согревает воздух, кислород быстро проходит в нижние дыхательные пути.

У малышей с аномалиями строения неба или открытой формой ринолалии появляются такие болезни:

  1. Гипотрофия.
  2. Евстахиит.
  3. Понимания.

Врожденные аномалии часто сопровождаются неправильным прикусом.

Интеллектуальное развитие у малышей с открытой формой патологии может отличаться. Некоторые дети развиваются нормально, у других возникает олигофрения разной степени или ЗПР.

Часто у малышей возникают неврологические признаки:

  1. Нистагм.
  2. Птоз.
  3. Гиперрефлексия.

В течение долингвистического периода наблюдается тихая артикуляция звуков и невнятный лепет. Ребенок с ринолалией дольше учится говорить, произносит первые четкие слова после 2-х лет. Окружающие постоянно слышат от невыразительные и трудно различимые звуки.

Артикуляция серьезно нарушается, искажается произношение звуков. Корень языка немного приподнимается, кончик опускается, после чего согласные звуки похожи на «х».

Для открытой формы свойственен назальный оттенок звучания. Голос у ребенка слишком тихий и глухой. Мышцы лица слишком сильно напрягаются при желании произносить слова четко, в результате малыш корчит гримасы и ухудшает впечатление от собственной речи.

Дислексия и дисграфия развивается в результате неправильного слухового различения и фонематического анализа. Словарный запас плохо формируется из-за нехватки речевых контактов у малышей с ринолалией.

Вторичные психические расстройства возникают, когда дети осознают и сильно переживают по поводу своего состояния.

Развиваются такие личные качества:

  1. Застенчивость.
  2. Замкнутость.
  3. Раздражительность.

Произношение гласных звуков затрудняется при открытой форме. Согласные произносятся нормально, поскольку небо хорошо смыкается.

Носовые звуки плохо произносятся при закрытой органической форме болезни. Тембр голоса тоже меняется по причине затруднения носового дыхания.

Малыши вынуждены дышать через рот. У них повышается предрасположенность к простудным заболеванием или астеническому синдрому. При закрытой форме болезни голос становится тусклым и неестественным.

Диагностика ринолалии

Специалисты легко диагностируют заболевание, но трудности возникают при определении формы ринолалии. Для получения точного результата проводится дифференциальная диагностика. Пациента осматривают такие специалисты:

  1. Логопед.
  2. Отоларинголог.
  3. Ортодонт.

Этиология ринолалии легче определяется после обследования у узкоспециализированных врачей. Они могут детально охарактеризовать аномалию развития костных или мышечных тканей.

Инструментальная диагностика:

  1. Ретинография.
  2. Риноскопия.
  3. Электромиография.

Эти способы помогают визуализировать болезненные изменения, оценивать степень их выраженности индивидуально у каждого больного. Самое важное обследование проводит логопед, он пользуется современными методиками для изучения таких параметров:

  1. Анатомия артикуляционного аппарата.
  2. Подвижность мышечных тканей.
  3. Голосовые аномалии.

Особенности дыхания в естественном состоянии или во время произношения.

Для изучения открытой формы ринолалии применяется методика Гутцмана, которая базируется на последовательном произношении звуков «а» и «и». При аномалиях развития заметно вибрируют крылья носа, при блокированных носовых ходах звучание явно заглушается.

Коррекция ринолалии

Врачи проводят коррекционную работу с целью выработки фонетически правильного произношения у малышей дошкольного возраста, у которых на небе имеется врожденная расщелина.

Задачи терапии:

  1. Улучшение ротового выхода, выработка достаточно долгой ротовой струи процессе произношения звуков.
  2. Улучшение артикуляции каждого звука речи.
  3. Удаление назального звучания голоса.
  4. Выработка навыков различения звуков для предотвращения искаженного звукового анализа.
  5. Улучшение просодической стороны произношения.
  6. Доведение полученных навыков до автоматизма для нормального общения.
  7. Указанные задачи решаются, благодаря закреплению навыков произношения.

Этапы усвоения навыков:

  1. Артикуляционная гимнастика.
  2. Тренировка произношения слов.
  3. Выполнение дыхательных упражнений.

Произношение изолированных звуков выполняется, поскольку это нетипичное проявление речевой деятельности.

Последовательность:

  1. На 1-м этапе достигается улучшение моторики, благодаря закреплению рефлекторных движений.
  2. На 2-м этапе достигается правильная дифференциация звуков и нормальное восприятие фонематических образов.
  3. На следующем этапе практикуется смена положения звуков во время связного высказывания.
  4. На 4-м этапе полученные навыки доводятся до автоматизации. Усвоенные правила произношения превращаются в нормативные. Пациент привыкает к ним настолько, что исчезает необходимость специального контроля со стороны самого ребенка и окружающих.

Правильная звуковая система усваивается на бессознательном уровне, когда человек прислушивается к звукам и нормально их воспроизводит. На сознательном уровне происходит усвоение правил артикуляции, а также фонологических признаков, свойственных каждому звуку.

Эти факторы влияют на развитие звуковой системы по-разному. Необходимо учитывать возраст пациента, а также этап коррекции. У малышей дошкольного возраста активно развивается навык подражания, но сознательные усилия тоже необходимо прикладывать для усвоения.

Это обусловлено тем, что изменения устойчивой патологической привычки назального произношения нельзя добиться без волевых усилий и других личных качеств. Требуется осознанное усвоение двигательных стереотипов и норм звучания.

Коррекционная работа зависит от проведения хирургического вмешательства для закрытия рассечения. Главные упражнения практикуются перед операцией или в послеоперационный период.

Малыши с ринолалией, посещающие специальное дошкольное учреждение, никогда не делятся на группы дооперационного и послеоперационного периода. Их обучение проводится в соответствии с главными требованиями методики, упражнение проводится независимо от срока проведения операции.

Отличаются только подходы к организации коррекционных задач, которые регулируются на индивидуальных занятиях.

Перед операцией необходимо добиться таких результатов:

  1. Освобождение лицевой мускулатуры от ненужных компенсаторных движений.
  2. Подготовка к нормальному произношению гласных.
  3. Нормальная артикуляции согласных, которые ребенок успел освоить.
  4. Усложнение коррекционной работы происходит после хирургического вмешательства:
  5. Улучшается подвижность в области мягкого неба.
  6. Устраняется аномалия расположения органов артикуляции в процессе произношения.
  7. Сохранение назального оттенка во время речи, не считая носовых звуков.

Работа, проводимая после операции:

  1. Массаж мягкого неба.
  2. Разминка мягкого неба и задней части глотки.
  3. Упражнение артикуляционной гимнастики.
  4. Тренировка голоса.

Цель выполнения упражнений:

  1. Усиление и продление воздушной струи, выходящей через рот во время речи.
  2. Укрепление артикуляционных мышц.
  3. Освоение навыка контроля за работой небно-глоточного затвора.

Для разминки от рубцовой ткани, оставшейся после операции, периодически проводится массаж. Процедура требует выполнения всех гигиенических норм. Вдоль линии шва выполняются поглаживающие движения до места границы твердого и мягкого неба, а также вдоль этой границы влево и вправо. Заглаживающие движения сменяются на надавливающие.

В процессе произнесения звука оказывается давление на область мягкого неба. Рот во время такой и манипуляции широко открывается.

Упражнения для гимнастики мягкого неба:

  1. Имитируется глотательное движение или выпивается вода. Детям дают попить жидкость из небольшого стаканчика. Глотание малыми порциями стимулирует подъем тканей в области мягкого неба. Продолжительные и последовательные движения увеличивают время подъема.
  2. Зевание с открытым ртом.
  3. Полоскание горла теплой жидкостью небольшими порциями.
  4. Мускулатура задней части глотки лучше сокращается вовремя покашливания. Перекрывается носовая и ротовая полость. Подъем неба чувствуется, когда пациент прикасается с рукой к гортани возле подбородка.
  5. Покашливание повторяется 2-3 раза да, постепенно количество увеличивается. Небо должно быть замкнуто во время выполнения этого упражнения, чтобы воздух постоянно выходил из ротовой полости. Первое упражнение проводятся с высунутым языком. Потом допускаются произвольная пауза при которой малыша просят поддержать небо из заднюю часть глотки сомкнутой. Благодаря такому упражнению развивается навык активного подъема мягкой части неба и направления воздушного потока через ротовую полость.
  6. Громкое и четкое произношение гласных позволяет повысить резонанс в ротовой полости и снизить назальный оттенок. Освоение отрывистого произнесения постепенно сменяется на утрированную артикуляцию. Потом тренируется произношение звуков «а, э, у, о, в» в разном порядке. Происходит изменение артикуляционного уклада с корректировкой утрированного выдоха через рот.

Промежуток между звуками постепенно увеличивается до нескольких секунд, мягкая часть неба при этом остается поднятой. Такие упражнения дают хороший эффект перед операцией и после хирургического вмешательства. Они выполняются в течение долгого срока под контролем родителей или врачей. Регулярные упражнения перед операцией готовят малыша к хирургической процедуре и уменьшают длительность предстоящей коррекционной работы.

Для выработки правильного в звукового произношения выполняются дыхательные упражнения. Пациенты с ринолалией постоянно делают короткие выдохи, при которых воздушный поток направляется через рот и носоглотку. Упражнения помогают контролировать направление воздушной струи. Необходимо чередовать вдох и выдох через ротовую полость и носоглотку.

Регулярное выполнение таких упражнений учит ребенка чувствовать разницу в движении воздушного потока и самостоятельно направлять его. Это влияет на выработку нормальных кинестетических ощущений при передвижении тканей мягкого неба.

Родители обязаны контролировать правильность выполнения упражнений, поскольку изначально малышам бывает сложно чувствовать утечку в воздушной струи через нос.

Советы:

Зеркало прикладывается к ноздрям.

Используется тонкая бумага или ватка.

Дутье в виде игры помогает контролировать воздушный поток. Необходимо направлять воздух на игрушечные вертушки, цветки, ленточки из ткани или картона. Бумажные полоски клеятся к деревянным прутьям, на них подвешиваются ватные шарики или картонные фигурки. Такие предметы применяются на занятиях по выработке правильного произношения.

Прогноз и профилактика ринолалии

Профилактика включает предотвращение возникновения и устранение функциональных и анатомических аномалий развития речевого аппарата ребенка. Необходимо избежать воздействия факторов, влияющих на развитие структуру речевого дефекта при ринолалии у малыша. При беременности соблюдаются рекомендации врача, чтобы не навредить плоду. При наличии таких дефектов требуются их быстрая коррекция.

Врачи делают благоприятные прогнозы, поскольку болезнь устраняется с помощью лечебных процедур у логопеда. Скорость восстановления зависит от результатов хирургической процедуры, а также сроков начала лечения у логопеда.

Только регулярная и продолжительная коррекция дает возможность выработки положительной динамики терапии.

Материалы, используемые для коррекции, должны подходить малышам по возрастной категории.

Факторы, влияющие на результат лечения:

  1. Работа интеллекта или другие личностные качества.
  2. Сопутствующие расстройства.
  3. Компенсаторные возможности.
  4. Качество проведенной операции.

Речевая среда и помощь родителей влияет на скорость восстановления. Результаты коррекции оцениваются по качеству речи и отсутствию назального звукопроизношения.

Оценки
( Пока оценок нет )
Логоправ!
Добавить комментарий