Как мы общаемся — все виды коммуникации

Человек находится в постоянном взаимодействии с окружающим миром. Общение — один из главных способов получения и обмена информации.

С помощью коммуникации люди достигают своих целей, влияют на эмоциональное состояние окружающих. Психологи выделяют несколько видов общения, в зависимости от целей и содержания.

Содержательный компонент процесса общения

Общение — это способ донести до окружающих информацию. Поэтому одна из классификаций основана на содержании высказываний.

  1. Материальное — кроме вербальных навыков, осуществляется обмен материальными предметами для реализации какой-либо деятельности. Материальное общение чаще происходит между близкими людьми, например, передача бытовых предметов или покупок в магазине. Цель такого взаимодействия — удовлетворение насущных потребностей человека.
  2. Когнитивное служит для передачи различной информации. Направлено на расширение кругозора, обмена опытом. В ходе беседы могут обсуждать навыки и умения. Чаще встречается в профессиональной среде.
  3. Кондиционное — направлено на влияние на эмоциональное состояние человека. Проявляется как оказание моральной поддержки и утешения.
  4. Мотивационное — цель — мотивация человека на свершение поступков, достижение целей.
  5. Деятельностное — сочетает в себе коммуникацию и осуществление практических действий. В процессе такого общения происходит обмен опытом, навыками и умениями.

Нередко сочетается несколько видов: все это зависит от степени близости людей и типа их взаимоотношений.

Цели общения

Анализируя общение психологи учитывают и цели, которые поставил перед собой человек.

  1. Биологическое — удовлетворяет естественные потребности человека, поддерживает жизнеспособность организма.
  2. Социальное — направлено на коммуникацию с другими людьми. Данный тип общения помогает человеку совершенствоваться, повышает его статус в обществе и укрепляет социальные контакты.

Человек не может ограничиться одним из вышеперечисленных видов общения. Потому что люди живут в социуме и коммуникация с окружающими позволяет совершенствовать свои навыки и умения, обучаться новым вещам.

Средства общения

Для реализации навыков общения человек использует средства, ставшие основой для одной из классификаций.

  1. Непосредственное — задействуются органы и части тела, данные человеку от природы — рот, голосовые связки, руки, ноги. Другие подручные средства не используют.
  2. Опосредованное — для осуществления коммуникации применяют дополнительные возможности. В этот вид входит использование мобильного телефона, компьютера и другие технические приспособления.
  3. Прямое — люди общаются между собой лично.
  4. Косвенное — взаимодействие происходит с участием третьих лиц. Это переговоры, распространение слухов или другой способ передачи информации.

Существует упрощенная классификация по средствам, в которой психологи выделяют две большие группы:

  • вербальное — реализуют при помощи речевых высказываний и является ведущей у человека. Такой способ расширяет коммуникативные возможности, но он не может полностью исключить использование пантонимимических средств;
  • невербальное — осуществляется посредством мимики, жестов передачей через телесные или сенсорные контакты. Такой вид общения встречается у некоторых видов животных. Невербальная коммуникация является врожденной и она направлена на достижение взаимопонимания на эмоциональном уровне. Важным умением является умение слушать.

Невербальную коммуникацию используют для общения с глухонемыми людьми, потому что у них нет возможности использовать вербальные средства.

Временной критерий коммуникации

Еще один критерий для классификации общения — продолжительность контакта:

  • кратковременное — длительность коммуникации занимает от нескольких минут до часа;
  • долговременное — контакты отличаются постоянностью, в процессе общения люди лучше узнают друг друга, решают глобальные задачи.

В социуме каждого человека есть как кратковременные, так и продолжительные контакты.

Другие виды общения

Есть типы социального взаимодействия, не вошедшие в эти классификации:

  • деловое — встречается в профессиональной среде. Во время него затрагиваются вопросы карьеры и специфических умений и навыков. Посредством делового общения люди завязывают деловые контакты или успешно провести переговоры;
  • воспитательное — в процессе человек пытается повлиять на поведение собеседника. Распространенный пример — воспитание ребенка родителями;
  • диагностическое — человек пытается сформировать определенное мнение о человеке или получить нужные сведения. Пример такого взаимодействия — беседа врача и пациента;
  • инструментальное — его участники преследуют достижение определенной цели, кроме получения приятных эмоций от самого процесса общения;
  • личностное — люди затрагивают темы, интересные лично собеседнику. Цель — укрепление личных взаимоотношений или реализация собственных целей.

Человек использует все виды общения, чтобы развиваться во всех сферах жизни. Тогда он будет чувствовать удовлетворенность и внутреннюю гармонию.

Количество участников в процессе коммуникации

Принимать участие в беседе может несколько человек, но не со все участники будут общаться между собой.

  1. Лично-групповое или социально-ориентированное — инициатор взаимодействует с каждым членом группы. В процессе формулируются и рассматриваются личные и групповые задачи и цели. Примером лично-групповой коммуникации является общение начальника с подчиненными.
  2. Межличностное или личностно-ориентированное — в процессе взаимодействия с человеком, собеседник стремится узнать его лучше или получить нужную информацию. Участники общения могут рассматривать друг друга как равных партнеров или орудия для достижения своих целей.
  3. Межгрупповое — контакт двух групп. Их цели и задача могут совпадать, что позволит решить масштабные проблемы. Или взгляды являются противоположными, что выльется в конфликт. Примеры межгруппового общения — встречи спортивных болельщиков или обсуждение выпускного между несколькими классами. Каждый участник коллектива является носителем групповой задачи и может отстаивать интересы всех ее членов.

Человек может взаимодействовать как с одним собеседником или парой людей, так и с большим количеством окружающих. Все определяется целями и задачами общения и социальным статутом собеседников.

Классификация по Е.И. Рогову

Е.И. Рогов выделяет 3 доминирующих типа социального взаимодействия: императивное, манипулятивное и диалогическое.

Императивное

В психологии общения его называют авторитарным или директивным. Оно основано на стремлении одного человека подчинить себе другого. Это проявляется в желании контролировать его мыслей, поведения для совершения нужных действий.

Авторитарная личность не рассматривает своего партнера как человека с собственным мнением и эмоциями. В императивном общении человек не скрывает своего стремления подчинить себе другого.

Манипулятивное

Оно имеет схожие черты с директивным. Его цель — аналогичная, но манипулятор скрывает свои истинные намерения. Партнер воспринимается как человек, владеющий нужными умениями и качествами.

Манипуляторы нередко сами становятся жертвой выбранной ими коммуникации. Он начинает воспринимать себя как одного из участников и происходит оценивание своих поступков со стороны. Человек путается в своих намерениях, происходит потеря внутреннего стержня. Манипулятора выделяет лживость, постоянный самоконтроль, потеря интереса к окружающему, циничное отношение, недоверие и скука.

Психологи выделяют 4 типа манипулятивного общения:

  • активное — управление осуществляется посредством активного воздействия. Человек пользуется своим социальным статусом. Его главный жизненный принцип — быть главным везде и управлять всеми;
  • пассивное — манипулятор играет роль беспомощного, позволяя людям оказывать ему помощь и поддержку. Придерживается принципа — не раздражать окружающих;
  • соревновательное — для человека жизнь ассоциируется с постоянными соревнованиями, цепочкой побед и поражений. Себя он видит в роли бойца, поэтому окружающие воспринимаются им как потенциальные соперники и враги. Его главная жизненная установка — побеждать любой ценой;
  • безразличное — манипулятор изображает отрешенность, безразличие, поэтому старается избегать социальных контактов. Использует попеременно активные и пассивные средства. Старается отвергать заботу окружающих.

Императивный и манипулятивный типы общения психологи относят к монологическому. Человек рассматривает собеседника как орудие для достижения цели, игнорируя его эмоции и желания. Поэтому манипулятор общается с собственными задачами и целями.

Диалогическое

Эта форма противоположность императивному и малипулятивному вариантам, потому что основано на равноправии его участников. Оно основано на гуманистических принципах и в диалоге собеседники стараются достигнуть взаимопонимания и лучше узнать другого человека. Чтобы реализовать диалогическую форму общения требуется соблюсти ряд условий:

  • настроенность на эмоции и психологическое состояние свое и собеседника;
  • доверие к собеседнику без оценивания его личности;
  • участники диалога воспринимают друг друга как равных собеседников с правом на собственное мнение. Каждый из них признает за другим право принимать решение;
  • в процессе беседы участники ищут общие проблемы и нерешенные вопросы;
  • общение с человеком от собственного имени, выражение своих мыслей и чувств.

Диалог считается совершенной формой общения, которая позволяет раскрыть характер человека и установить доверительные отношения на глубоком уровне. Человек должен быть психологически сам готов к такому взаимодействию и воспринимать собеседника как равного участника диалога.

Педагогическое общение

Это особый вид взаимодействия, потому что требует более тонкого психологического подхода и повышенную эмпатию — способность чутко реагировать на эмоциональное состояние человека. Педагогическое общение — это один из эффективных способов передачи информации и воспитания детей. Под ним понимают взаимодействие педагога и ученика, создание благоприятной обстановки в классе или группе и условий для гармоничного всестороннего развития детской личности.

Существует несколько стилей общения:

  • на основе заинтересованности общим делом;
  • коммуникация строится по принципу формирования дружеских взаимоотношений;
  • форма диалога;
  • соблюдение дистанции — педагог субординацию и старается держаться несколько отстраненно от детей, не переходя за границы формального общения;
  • устрашение — для достижения результата учитель/воспитатель использует авторитарные методы воспитания и свой педагогический статус;
  • заигрывание — взрослый старается завоевать авторитет путем лести, имитацией заинтересованности личностью ученика, установлением неформальных взаимоотношений, выходящих за рамки педагогического общения.

Допустимыми формами взаимодействия учителя/воспитателя с детьми является увлеченность общим делом, дружеские взаимоотношения и диалог. Инициативный педагог с творческим подходом к процессу воспитания пользуется уважением у детей и способен эффективнее передавать знания ученикам.

Дистанцирование уместно, если такой стиль вызван особенностями педагогического процесса. Устрашение и заигрывание — недопустимые формы педагогического общения. В авторитарном стиле педагог не относится с уважением к личности ребенка, воспитательный процесс строится без учета индивидуальных особенностей ребенка.

Заигрывание основано на формировании панибратских отношений. При таком типе педагог не пользуется авторитетом у детей, потому что они воспринимают их как равных. А занижение требований к ученикам не способствует эффективному обучению.

В современном обществе перечисленные виды общения в «чистом» виде встречаются редко. Это связано с развитием информационных технологий и появлением возможности взаимодействовать с большой аудиторией. Но все разновидности взаимодействия с окружающими нужны для формирования гармоничной личности и установления социальных контактов.

В процессе общения могут возникать коммуникативные барьеры, о чем можно прочитать в следующей статье.

Логоправ
Добавить комментарий

2 × 1 =

Adblock
detector