Экспериментальное исследование развития связной речи у дошкольников с ОНР

Цель: установить степень развитости связной речи у старших дошкольников с общей речевой недостаточностью 2-3 степени.

Задачи:

— определить степень развитости связной речи у ребят в экспериментальной группе. Для этого используются такие задания: нужно составить рассказ по сюжетной картине. Нужно придумать рассказ на основе серии сюжетных иллюстраций. Нужно составить рассказ-описание. Нужно придумать рассказ по определенной теме;

— проанализировать и сравнить результаты;

— разработать методику мероприятий по развитию связной речи у ребят с ОНР.

Этапы:

  1. Диагностика.
  2. Изучение полученных результатов.

Мы провели исследование степени сформированности связной речи у старших дошкольников. В эксперименте приняли участие 18 детей шестилетнего возраста. Нужно было определить способности детей  в связной речи начиная с единичных форм и заканчивая составлением творческих рассказов.

Нужно было определить, насколько хорошо дети справляются с заданием пересказать знакомый текст, описать возникшую в жизни ребенка ситуацию, рассказать о своих впечатлениях и планах. Для того, чтобы исследование носило комплексный характер, мы провели 6 заданий и использовали метод индивидуального эксперимента.

Методики: методическое пособие под редакцией Е. А. Стребелевой, методика «обучающего эксперимента» А. Я. Ивановой, И. Ю. Левченко, с опорой на исследования Р. И.  Лалаевой , Г.А. Волковой, Н. А. Цыпиной, В.П. Глухова.

Задание 1. Нужно пересказать повествовательный текст.

Материалы: Рассказ «Еж – спаситель». Этот рассказ содержит в себе 175 единиц лингвистики, в нем отсутствуют диалогические речи, он очень прост по своей структуре, у него легкий для запоминания сюжет.

Методика: ребенку два раза прочитывается текст. Перед тем, как приступить к зачитыванию второй раз, нужно предупредить ребенка, что он должен будет составить рассказ. После того, как текст зачитан второй раз нужно задать несколько вопросов, касающихся сюжета.

И только после этого нужно дать возможность ребенку пересказать текст. Если дошкольнику тяжело самостоятельно составить рассказ, то педагог должен оказать ему помощь. Для этого он задет хорошо продуманные наводящие вопросы. Данное задание каждый ребенок выполняет индивидуально.

Критерии оценки результатов:

5 баллов – ребенок самостоятельно пересказал текст, полностью соблюл при этом структуру сюжета и последовательность описанных событий. Правила грамматики соблюдены, главная мысль рассказа передана.

4 балла – ребенок выполнил пересказ, но ему требовалась небольшая помощь. Педагог задавал вопросы для уточнения. Также ребенку трудно передать замысел текста, высказывания формулируются не развернуто. Грамматика иногда нарушается. Главная мысль не раскрыта полностью.

3 балла – ребенок не справляется с заданием самостоятельно. Он нуждается в том, чтобы педагог задавал наводящие вопросы, давал подсказки. Даже получив помощь, дошкольник искажает суть текста, пропускает важные элементы, часто допускает паузы, повторяется, использует по большей части простые предложения, допускает много ошибок грамматического строя речи, не передает лексику автора целиком.

2 балла – ребенок полностью составляет рассказ только отвечая на вопросы. Ответы дает односложные. Речь несвязна. Наблюдается ограниченный запас слов, что мешает ребенку полностью передать смысл содержания.  Часто слова подбираются неподходящие или не совсем точные. Ребенок часто как бы «соскальзывает» на друге темы.

1 балл – ребенок отказывается выполнять задание.

Задание 2. Суть задания заключается в том, что ребенка просят составить рассказ на основании серии картинок с сюжетом «Зима». Мы старались понять, насколько хорошо ребенок владеет пространственными отношениями между предметами и их причинно-следственной связью, а также может ли он самостоятельно составить связный рассказ.

Материалы: 4 картинки с сюжетом «Зима».

Методика: педагог дает дошкольнику картинки, которые расположены в нужном порядке. После того, как ребенок их рассмотрел, его просят составить рассказ по ним.

Критерии оценки результатов:

5 баллов – дошкольник внимательно рассматривает иллюстрации, сам по порядку раскладывает картинки, при этом не допускает ошибок. Самостоятельно составляет рассказ. Последовательность сюжета полностью идентична сюжету картинок. По рассказу видно, что ребенок смог определить пространственные, временные и причинно-следственные отношениями между предметами и событиями. Речь ребенка полностью соответствует грамматическому строю языка.

4 балла – ребенок внимательно рассматривает картинки, выкладывает серию картинок правильно. Если же он допускает ошибки, то быстро замечает их сам и тут же исправляет. В основном самостоятельно справляется с составлением рассказа. Сохранены все описанные выше связи между предметами и событиями. Иногда для обдумывания ребенок допускает заминки и паузы. Трудности в том, что высказывания недостаточно развернуты, запас слов чуть меньше нормы. Есть незначительные грамматические ошибки, которые легко исправляет после уточняющего вопроса педагога.

3 балла – ребенок сам раскладывает картинки, но в очередности их допускает ошибки. Чтобы эти ошибки исправить, педагог вынужден задавать уточняющие вопросы, а в некоторых случаях даже прямые указания и подсказки. В основном сюжет рассказа соответствует сюжету картинок. Правда есть упущение некоторых важных деталей. Ребенок нуждается в помощи в виде уточняющих вопросов. Педагог вынужден иногда указывать на картинку и даже на конкретный ее элемент. Повествование звучит несвязно, ребенок часто и долго думает. Словарный запас беден, что мешает полностью выражать суть. Частые ошибки в грамматическом строе языка.

2 балла – раскладывая картинки по порядку, полагается на интуицию, поэтому допускает ошибки, которые сам не может исправить. Педагог вынужден прямо показывать на ошибку и демонстрировать, как правильно разместить карточки. Есть схожесть сюжета рассказа и сюжета картинок, Однако отношения между событиями и предметами не раскрыты. Ребенок упускает много важных деталей, искажает смысл текста. Ребенок просто перечисляет предметы, которые есть на изображениях. Если ему задают вопросы, то отвечает кратко, его речь содержит грамматически неверные конструкции, заметен плохой уровень лексического запаса.

1 балл – ребенок отказывается от выполнения, либо полностью неадекватно выполняет задание.

Задание 3. Ребенка просят составить рассказ на основании одной картинки с сюжетом.

Материалы: картинка с сюжетом

Методика: сначала с ребенком проводится беседа, из которой становится понятно, понял ли он что нарисовано на картинке. Также дается уточнение некоторых терминов. Далее ребенку дается план, на основании которого ему нужно составить рассказ.

Критерии оценки результатов:

5 баллов – ребенок смог самостоятельно увидеть целую ситуацию, которая нарисована на картинке, он смог определить главных персонажей и второстепенных героев. Далее он составил связный грамматически верный рассказ.

4 балла – ребенок правильно понимает целую ситуацию, которая нарисована на картинке. В процессе составления рассказа нуждался в помощи. Педагог задавал ему уточняющие вопросы, а также показывал на некоторые детали. Повествование звучало немного не связно, иногда ребенок останавливался, чтобы сделать паузу и подумать. Словарный запас достаточно хороший, но иногда ребенок выбирал не совсем точные слова.

3 балла – ребенок справился с заданием только потому что педагог помог ему с по мощью вопросов. Также нуждался в конкретных указаниях на определенные детали на изображении. Повествование звучит несвязно, смысл раскрыт с ошибками.

2 балла – ребенок может составить рассказ только благодаря наводящим вопросам педагога. Рассказ абсолютно несвязный, многие важные детали упущены, отсутствуют целые фрагменты. Смысл также понят и раскрыт неверно. Ребенок вместо рассказа просто перечисляет действия.

1 балл – ребенок не понял, что ему нужно делать и ведет себя неадекватно.

Задание 4. Ребенка просят описать свою любимую игрушку.

Материалы: игрушка, которая нравится дошкольнику больше всего.

Методика: ребенок должен внимательно рассмотреть свою любимую игрушку, а потом по плану учителя рассказать о ней.

Критерии оценки результатов:

5 баллов – ребенку понятны условия задания и он с удовольствием их принимает. Очень подробно описывает свою игрушку: перечисляет, из каких частей она состоит, какая у нее форму и размер, какого она цвета. Также ребенок демонстрирует, как с ней играют, рассказывает об эмоциях этой игрушки. Заметен богатый запас слов, предложения строит сложные и распространенные.

4 балла – ребенку понятны условия задания и он их принимает. Рассказ составляет по наводящим вопросам. Нормальный запас слов. Недостаточно связно формирует высказывания, часто допускает заминки и паузы.

3 балла – для того, чтобы составить рассказ, ребенку нужно задавать много вопросов. Речь не очень информативная – не описывает некоторые важные свойства игрушки. Наблюдаются ошибки в грамматическом строе языка.

2 балла – ребенку трудно описать свою игрушку. Он постоянно нуждается в вопросах, иногда даже нужно указывать ему на что-то. Связность в рассказе отсутствует. Лексический запас беден. Ребенок часто делает долгие паузы. Много грамматических и лексических ошибок.

1 балл – ребенок не смог выполнить задание и не описал свою игрушку даже при помощи взрослого.

Задание 5. Ребенка просят составить рассказ на основе событий из собственной жизни.

Методика: прежде чем приступить к заданию, с ребенком провели беседу. Ему были заданы вопросы в отношении того, в какие игрушки он любит играть, из чего эти игрушки сделаны, какой у них размер и цвет, и как правильно в нее играть. Это задание позволяло определить индивидуальные особенности владения ребенком фразовой речью и способностей к монологической речи при рассказе о собственных впечатлениях.

Также детей просили рассказать о том, чем они занимаются на прогулке, о том, что у них на участке, что там они делают. Задавались вопросы о том, в какие игры играют дети, чем они занимаются на участке в зимний период. Далее дошкольник должен был составить рассказ на основании отдельных фрагментов.

Перед каждым фрагментом педагог задавал вопрос. Это делалось потому, что работа велась с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, а они неспособны самостоятельно составить рассказ из личного опыта без наводящих вопросов.

Критерии оценивания результатов:

5 баллов – ребенок способен излагать свои мысли грамотно и связно, их словарный запас достаточно развит, грамматических ошибок в строе языка не допускают. Речь детей логична, они последовательно раскрывают события. Ответы детей очень информативны.

4 балла – рассказ отвечает на все вопросы задания, ребенок способен формировать фразовую речь. однако он испытывает проблемы в планировании высказываний. Ребенку сложно выбрать наиболее подходящее слово, он допускает небольшие паузы для обдумывания.

3 балла – ребенок раскрывает не все элементы рассказа, также он пропускает важный по смыслу элементы, заметны ошибки в грамматической и синтаксической структурах предложений, особенно когда нужно описать пространственные отношения. Фразовые ответы встречаются в небольшом количестве фрагментов, словарный запас скуден, часто встречаются грамматические ошибки.

2 балла – ребенок предпринял попытку что-то рассказать о себе, но у него это не получилось. Не помогали даже наводящие вопросы.

1 балл – ребенок отказался выполнять задание.

Задание 6. Ребенка просят составить рассказ на определенную тему.

Материалы: картинки, на которых нарисованы лес, девочки и собаки.

Методика: можно использовать такой способ. Дошкольнику демонстрируются картинки, на которых нарисованы лес, девочка и собака. Далее ребенка спрашивают, как можно назвать девочку, куда она пошла, зачем ей в лес. После того, как ребенок ответил на эти вопросы, его просят придумать рассказ о том, что с девочкой случилось в лесу. Для того, чтобы ребенок не пересказывал знакомую ему историю, нужно заранее обговорить с ним то, чтобы он придумал вымышленную историю.

Критерии оценивания результатов:

5 баллов – ребенок очень грамотно и связно смог составить рассказ. У него богатый словарный запас, не допускает ошибок в грамматическом строе речи, его речь логична и последовательна. Хорошо воспринимает временные отношения.

4 балла – хорошо составляет фразовую речь. Однако ребенку сложно планировать свои высказывания, сложно выбрать тему будущей фразы. Также есть трудности в определении последовательности событий и их связи между собой. Допускаются ошибки в грамматическом строе речи, подбираются неточные слова. Ребенок останавливается, чтобы подумать.

3 балла – не способен развернуто составить рассказ, пропускает важные детали, 3 балла – ребенок раскрывает не все элементы рассказа, также он пропускает важный по смыслу элементы, заметны ошибки в грамматической и синтаксической структурах предложений, особенно когда нужно описать пространственные отношения. Фразовые ответы встречаются в небольшом количестве фрагментов, словарный запас скуден, часто встречаются грамматические недостатки строя языка.

2 балла – ребенок предпринял попытку что-то рассказать о себе, но у него это не получилось. Не помогали даже вопросы преподавателя.

1 балл – ребенок отказался от выполнения.

Проведя анализ, мы определили несколько уровней развитости связной речи у ребят на основе их способности придумывать рассказы. Нами были получены данные, которые позволяют оценить уровень успешности выполненного задания. Эти уровни нужны для исследования с той целью, чтобы наглядно продемонстрировать результаты экспериментальной работы.

  • от 25 до 30 баллов: высокая степень сформированности связной речи;
  • от 14 до 24 баллов: средняя степень сформированности связной речи;
  • от 0 до 13 баллов: низкая степень сформированности связной речи.

По заданию №1 были получены следующие результаты.

Таблица 1 — Результаты выполнения задания №1

Высокий уровеньСредний уровеньНизкий уровень
Кол-во%Кол-во%Кол-во%
15,5633,31161,2

Таким образом, после выполнения первого задания, мы обнаружили, что почти все дети испытывали трудности в самом начале пересказа, когда нужно было правильно определить последовательность появления героев.

Практически каждый ребенок имел проблемы в связности речи. Они по несколько раз повторяли одну и ту же фразу или ее часть, наблюдались искажения смысла, была неточной синтаксическая связь между фразами. Часто пропускались глаголы или другие части предложения. Про некоторые события дети забывали и «теряли» некоторых персонажей.

Эксперимент показал, что дети обладали недостаточно развитой фразовой речью. Фразы в основном были короткими, структура фраз была ошибочной, языковые средства использовались в небольшом количестве. 4 ребенка продемонстрировали особенно низкий уровень способности к пересказу.

Нарушался смысл рассказа, терялись связи, упускались целые фрагменты текста. Пересказ составлялся с помощью вопросов педагога, дети отвечали односложными простыми предложениями. Три ребенка показали результат чуть получше – им нужно было просто задавать наводящие вопросы. Однако им было сложно грамотно строить фразы.

Два ребенка самостоятельно смогли составить пересказ, однако и они допустили незначительные ошибки в плане раскрытия замысла текста. Однако главная мысль произведения была полностью передана. Средняя оценка составила 3,8 баллов.

По заданию №2 были получены следующие результаты.

Таблица 2 — Результаты выполнения задания №2

Высокий уровеньСредний уровеньНизкий уровень
Кол-во%Кол-во%Кол-во%
00527,81372,2

Таким образом, несмотря на то, что с каждым ребенком предварительно разбиралась каждая картинка и были объяснены важные детали того, что нарисовано, половина испытуемых столкнулись с трудностью при составлении связного рассказа. Они нуждались в поддержке, которая оказывалась в виде вопросов, помогающих определить нужную картинку или элемент этой картинки.

Детям было особенно сложно перейти от одного изображения к другому. В этот момент рассказ прерывался, ребенок нуждался в помощи, чтобы его восстановить. Также многие дети пропускали важные моменты действия, не зависимо от того, изображены ли эти действия, либо подразумеваются исходя из происходящих событий.

Также картинки воспринимались узко: например, ребенок замечал действия только одного героя изображения, что указывает на плохую организацию процессов внимания.

Анализ полученных результатов продемонстрировал то, что многие дошкольники в группе имеют сложности в раскрытии наглядного сюжета, им сложно обобщить нарисованную сюжетную ситуацию.

Один дошкольник даже несмотря на всестороннюю помощь отказался выполнять задание. Четыре ребенка допустили грубые нарушения при формировании рассказа. Они неправильно расположили картинки, а для того чтобы исправить эту ошибку, они нуждались в серии вопросов и указаний.

Большинство детей просто отвечали на вопросы преподавателя, что сводило на нет усилия составить связный рассказ. Дети совершали долгие паузы, часто заменяли слова другими, совершали ошибки в грамматическом строе речи.

Размещая картинки в определенном порядке, трое ребят показали, что не смогли определить причинно-следственные и временные отношения событий. Их рассказ больше напоминал простое перечисление персонажей, предметов на картинках.

Также этим детям нужна была помощь, и их ответы были односложными. Трое детей очень неплохо выполнили задание. Они сначала рассмотрели изображения, разложили их в нужном порядке.

Если ими была допущена ошибка, то сами ее замечали и исправляли. Дальше они сами справились с составлением рассказа, при этом все смысловые элементы были сохранены, они правильно определили причинно-следственные и временны отношения событий. Однако было заметно, что есть некоторые трудности в связности речи: дети делали паузы и допускали заминки. Также их высказывании были недостаточно развернуты.

И лишь три ребенка почти справились с заданием: они не только верно разложили картинки, но и составили хороший связный рассказ. Небольшие аграмматизмы в их речи тоже присутствовали. Девочки иногда допускали ошибки с выбором слова. Средняя оценка составила 3,8 баллов.

По заданию №3 были получены следующие результаты.

Таблица 3 — Результаты выполнения задания №3

Высокий уровеньСредний уровеньНизкий уровень
Кол-во%Кол-во%Кол-во%
15,5844,5950

Анализ полученных результатов продемонстрировал, что дошкольники с ОНР имеют сложности в том, чтобы самостоятельно строить высказывания в виде простых фраз. Они нуждались в том, чтобы им задавали вопросы, отвечая на которые они могли обозначить действие.

Большинство детей допускали ошибки в использовании форм слова, также они нарушали связь между словами внутри фразы, долго думали во время поиска более подходящего слова, порядок слов был спутанным. Многие ребята сначала показывали на картинке второстепенные детали.

Таким образом, практически каждый ребенок нуждался в помощи со стороны учителя. Активный запас слов был недостаточно развит, чтобы максимально полно раскрыть суть сюжета.

Три ребенка справились с заданием, и при этом им была оказана лишь небольшая помощь. Их ошибки носили не явно выраженный характер. Пять детей, напротив, допустили значительные ошибки в связности речи, их рассказ лишь частично отразил сюжет иллюстраций, они допустили много аграмматизмов и часто заменяли одни слова другими. Два ребенка не стали выполнять задание.

Средняя оценка составила 3 балла.

По заданию №4 были получены следующие результаты.

Таблица 4 — Результаты выполнения задания №4

Высокий уровеньСредний уровеньНизкий уровень
Кол-во%Кол-во%Кол-во%
15,5633,31161,2

Таким образом, детям было сложно составить описательный рассказ любимой игрушки, которую принесли с собой на диагностику. Детям было сложно сохранить в памяти большой объем данных, также им непросто далось задание сохранить порядок событий. Их лексика была ограничена, что мешало полноценно составить описание.

Обычно дети просто перечисляли то, что видели: рассказывали о том, из чего состоит игрушка. Лишь после наводящих вопросов некоторые из них описали признаки игрушки и объяснили, как правильно с ней играть. Двое детей не смогли справиться с упражнением. Средняя оценка составила 3,2 балла.

По заданию №5 были получены следующие результаты.

Таблица 5 — Результаты выполнения задания №5

Высокий уровеньСредний уровеньНизкий уровень
Кол-во%Кол-во%Кол-во%
211,1633,31055,6

Исследование по пятому заданию продемонстрировало то, что четыре ребенка во всех отрывках рассказа составляли фразовые ответы. Другие дети вместо фразовых ответов просто перечисляли действия. Большинство детей употребляло короткие фразы в своих рассказах.

Это говорит о том, что дошкольники с ОНР обладают низким уровнем сформированности фразовой речи, что мешает им составлять связные рассказы. Три ребенка полностью не справились с заданием. Они допускали грубейшие ошибки, носящие комплексный характер: их речь имела крайне бедное содержание, фразовая речь практически не использовалась, допускались частые ошибки грамматического строя, рассказ воспринимался неверно. Средняя оценка составила 2,9 баллов.

Проанализировав рассказы дошкольников с ОНР мы предположили, что это задание было дли них особенно трудным в силу дефектов, затронувших многие аспекты речевой активности, которые касались как планирования речевых высказываний, так и реализацию этих планов. Особенно трудно детям было спланировать содержание своего будущего рассказа.

Это было заметно, когда ребенок пытался определить тему фразы, определить, в какой последовательности должны идти друг за другом информативные элементы в цепочке высказывания.

Проблем в планировании и в самоконтроле в процессе продуцирования речевых фраз привели к тому, что вторая половина фразы присоединялась к первой без учета ее содержимого, в результате чего получались бессвязные фразы, не несущие полезной информационной нагрузки.

Когда дети пробовали поострить развернутый рассказ, они теряли важные мысли, в результате чего рассказ становился непонятным для слушающих.

Также на плохое качество полученных рассказов повлияло и то, что дети часто допускали грубые грамматические и синтаксические ошибки. Особенно трудно детям было сформулировать мысли, отражающие пространственные отношения предметов и событий.

По заданию №6 были получены следующие результаты.

Таблица 6 — Результаты выполнения задания №6

Высокий уровеньСредний уровеньНизкий уровень
Кол-во%Кол-во%Кол-во%
15,5633,31161,2

Это задание детям показалось самым трудным. Детям было сложно определить, каков замысел у рассказа, как правильно передать последовательность развития сюжета. Также было сложно реализовать рассказ в виде речи. Большинство детей просто начинали пересказывать уже знакомые им истории.

Дети получили задание, в котором нужно было рассказать о том, что могло бы произойти в лесу с маленькой девочкой. Сначала была составлена «экспозиция» будущего рассказа. Это делалось с помощью вопросов учителя. Он опирался на две или три картинки с изображениями, чтобы детям было легче переходить к самостоятельному составлению рассказа по разработанному замыслу. Дети постоянно нуждались в направлении в виде вопросов.

Нужно было побуждать их подумать, а что будет дальше. Лишь двое детей справились с заданием при незначительной поддержке логопеда. Пятеро дошкольников нуждались в постоянной помощи в виде наводящих и побуждающих вопросов. А два ребенка просто перечислили то, что увидели на картинках.

При этом они абсолютно не справились с заданием обнаружить причинно-следственные связи между нарисованными героями и предметами. Средняя оценка составила 3,4 балла.

В результате мы получили общий балл по всем заданиям, который равен 19,7. Этот уровень указывает на среднюю степень развития связной речи в экспериментальной группе дошкольников с ОНР. То, что исследование было комплексным и включило в себя разнообразные задания, дало возможность определить, какие именно виды речи для каждого дошкольника особенно трудны и что нужно корректировать во время формирующего этапа эксперимента.

Таблица 7 — Результаты обследования детей с ОНР

Вид заданияСамостоятельноС небольшой помощьюПри активном взаимодействии с педагогомНе выполнено
161110
251030
34941
451120
51953
651210

Таким образом, на основании диагностического этапа эксперимента, мы можем прийти к следующим выводам:

  • дошкольники с ОНР значительно отстают в своем речевом развитии от сверстников;
  • их словарный запас скуден или ограничен, особенно это касается понятийных разрядов, таких как наименования деталей предмета, его характеристик;
  • трудности в языковом оформлении (рассказ не соответствует заранее обозначенному плану, описание заменяется на перечисление действий или предметов, творческий рассказ заменяется на пересказ);
  • каждое задание не могло быть выполнено, пока педагог не начинал оказывать помощь в виде вопросов, которые бы стимулировали активность детей;
  • была нарушена логическая последовательность, дети акцентировали внимание на второстепенных вещах, часто повторяли некоторые эпизоды, при этом главные события ими упускались из вида;
  • проще всего детям было выполнить пересказ или составить рассказ на основе картинок. Возможно это связано с тем, что дети неплохо запоминают сюжет, а наглядный материал является хорошей подмогой для концентрации внимания во время составления рассказа;
  • дети с удовольствием и содержательно описывают свои впечатления о ярких пережитых событиях, но им трудно составлять рассказ на выбранную преподавателем тему. Это происходит из за того, что знания детей по выбранному вопросу ограничены, либо потому что им трудно оформить их в речевые высказывания;
  • результаты исследования продемонстрировали, что есть острая потребность в проведении коррекционных логопедических мероприятий для развития связно речи у этих дошкольников.

Полезно почитать:

Конспект формирование у дошкольников связной речи
Диагностика речевой активности
Констатирующий этап – изучение сенсорных эталонов
Особенности создания речевой среды в дошкольной образовательной деятельности
Как готовить дошкольников к обучению грамоте?

Оценки
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Логоправ!
Добавить комментарий