Слово «риторика» каждый из нас воспринимает по-своему, но если сопоставить все определения в одно, то можно сказать, что риторика — это фундаментальная наука, изучающая законы и правила речи. Она имеет богатую историю.
Риторика в средние века
Главной особенностью средневековой эпохи является ее глубокая взаимосвязь с религией.
Основным видом ораторского искусства на этот период становится духовное красноречие.
Служители церкви пересказывают священные догматы и библейские легенды.
Главным методом воздействия на слушателя становится внушение, а не убеждение.
Происходит активное развитие гомилетики: вспомогательная наука богословия объясняет церковную теорию и знакомит с проповеднической литературой.
Следует обратить внимание на работы испанского архиепископа Исидора Севильского и англосаксонского летописца и монаха Достопочтенного.
В их трудах доступно объяснена риторическая терминология, а материал систематизирован. Церковь в этот период считается самым крупным феодальным землевладельцем. Все подчинялось богословию: социальные институты, философия, искусство, образование.
С появлением высших учебных заведений появляется университетское красноречие. Оно также тесно связано с церковью и основано на схоластики. Данная философия полностью опирается на религиозные авторитеты и пренебрегает житейским опытом.
Одним из крупнейших писателей того времени считается Иоанн Златоуст: в нем отлично сочетаются античный ритор и христианский богослов.
Его считали защитником и покровителем немощных и бедняков, а также тех, чья работа связана с ораторским искусством — учителей и юристов.
Риторика в эпоху Возрождения
В эпоху Ренессанса риторика получает новый виток развития. Появляются деловое и парламентское красноречия; судебное — возрождается. В период Возрождения упор делается на человеческую индивидуальность.
Оратор-философ Цицерон становится образцом для подражания. И хоть он и не являлся оригинальным мыслителем или создателем собственной философской системы, писатель стремился ввести людей в курс последних событий и дать материал для осмысленного чтения и самообразования. Риторика тесно сплетается с литературой.
Личность человека и его свобода как никогда ярко стали проявляться в речи. Люди пытались разглядеть в родном языке риторические возможности, опираясь на внушительный опыт античных авторов.
Художественная литература того времени стремится повышать речевую культуру, усиливает словесную чуткость, пытается показать выразительные возможности языка и прививает эстетический вкус к слову.
Классическим примером ораторского мастерства эпохи Возрождения можно назвать монологи Гамлета, Джульетты и других героев Шекспира.
В церковной среде становятся популярными бунтарские проповеди. Итальянский монах Савонарола активно критикует Ватикан и роскошь католической церкви. А Ян Гус, занимая должность ректора Пражского университета, свои проповеди произносит на простом народном языке и умеет мастерски изменять форму изложения мыслей в зависимости от целевой аудитории.
Священник считался национальным героем Чехии. В его словах люди находили справедливость и честность. Гус провел реформу чешского правописания, после которой книги стали доступны и простым сословиям.
Риторика — неотъемлемая часть культуры любого народа. Благодаря этой дисциплине, утверждаются идеи и представления для конкретного исторического общества.
Одновременно с этим реализуется еще одна важная функция: риторика является посредником между людьми и налаживает взаимопонимание между ними.