ОНР – это достаточно широкий термин, который включает в себя множество самых разных речевых аномалий. Но общим для всех включенных в состав заболевания дефектов является то, что обычно нарушению подвергаются все компоненты речи. И это никак не связано с нарушениями работы интеллекта и слуха.
Группы общего недоразвития речи
Согласно Т.В. Тумановой, ОНР нужно рассматривать как нарушение многомодального типа. Оно проявляется на разных уровнях организации речи. При ОНР в структуре дефекта можно отметить плохую сформированность речевой деятельности и других функций психики.
Специальные исследования показали, что у ОНР существует большое клиническое разнообразие. Можно выделить три группы ОНР.
Первая группа – это несложный вариант нарушений речи, который включает в себя признаки ОНР. У дошкольников с этим вариантом не наблюдается каких-либо локальных дефектов в работе ЦНС. Анамнез этих дошкольников обычно не содержит патологических проблем в беременности и родах. И только иногда можно обнаружить неявный токсикоз во время беременности и непродолжительную асфиксию.
На постнатальном этапе у этих дошкольников иногда наблюдалась озлобленность, частая заболеваемость. С точки зрения психологии эти дети имеют эмоциональную незрелость, нарушена их волевая сфера, плохо сформирована их регуляция произвольной деятельности.
У дошкольников с первой группой ОНР можно наблюдать дефекты в движениях пальцев руки, они испытывают затруднения в динамической организации моторики.
У детей со второй группой наблюдается более сложный вариант общей недостаточности речи. Эти дети обладают более проблемной симптоматикой. Часто дефект развития речи сопровождается неврологическими заболеваниями или даже психопатическими.
У этих дошкольников не только ЦНС находится в незрелом состоянии, но и наблюдаются грубые повреждения некоторых мозговых структур. Для этих детей также характерны дефекты гнозиса и праксиса.
То, что волевая и эмоциональная сфера у дошкольников этой группы незрелая, проявляется в том, что их эмоции носят достаточно поверхностный характер. У них недостаточно сильно развиты волевые процессы. У этих дошкольников помимо нарушений в письме и чтении можно выявить трудности в овладении терминами «число», «счет» и т.п.
Существует еще одна группа детей с ОНР – третья. У них наблюдается алалия, в частности моторного характера.
Сегодня этиологию алалии соотносят с дефектами в речевых зонах обоих полушарий. У дошкольников, имеющих моторную алалию, наблюдаются сложные нарушения речи. Согласно проведенным многочисленным исследованиям, у этих детей заметны не только локальные дефекты коры мозга, но и поражения некоторых подкорковых мозговых систем.
Более того, если подробно изучать дошкольников с ОНР, то можно заметить, что эта группа очень разнородная по степени выраженности речевых дефектов. Поэтому у них можно выделить дополнительных три подгруппы, основанные на уровнях развития речи.
Уровни развития речи
Первый уровень описывается в источниках, как отсутствие речи общеупотребительного характера. То, что говорят эти дети, мало кто из окружающих способен понять. Их речь обычно жестко привязана к текущей ситуации.
С помощью вербальных средств общения эти дети произносят некоторые звуки и их соединения. Это так называемые лепетные слова и звуковые комплексы.
Второй уровень развития речи описан в источниках, как основы начатки. Главная особенность этого уровня заключается в том, что речь детей часто включает в себя короткие фразы, состоящие из двух или трех слов.
Часто детская речь может быть непонятной для окружающих из за того, что нарушается звукопроизношение и слоговая словесная структура.
Дошкольник, страдающий третьим уровнем ОНР, самостоятельно образует новые слова, применяя для этого имеющие место быть модели словообразования.
Однако он испытывает трудности в том, чтобы правильно выбрать производящую основу.
Для детей этого уровня характерно то, что ребенок понимает слова и употребляет их недостаточно точно. Также он часто неправильно использует слова, имеющие абстрактное или отвлечённое значение. Он не может полноценно использовать в своей речи слова, имеющие переносное значение.
Лексический запас этих детей в процессе бытового общения может показаться достаточно развитым. Однако если обследовать этих детей более подробно, то можно обнаружить, что многие не знают некоторые части тела. Например, они не знают, что такое веки или переносица. Детально проанализировав возможности речи таких детей, можно определить, с какими трудностями они сталкиваются в произношении слогов и звуков.
Совместно с тем, как улучшается звукопроизношение, можно заметить, что дифференциация звуков остается на недостаточном уровне.
Дошкольники испытывают трудности в том, чтобы выделять первый звук в словах. Им также не просто подобрать картинки со словами с заданным звуком. Таким образом, у дошкольника, страдающего третьим уровнем, можно наблюдать недостаточную сформированность синтеза. А это создает определенные препятствия в том, чтобы овладеть письмом и речью.
Логико-временные связи у этих детей нарушаются в процессе повествования. Дошкольники могут просто поменять разные части сюжета местами, упустить важные подробности. Иногда дети просто объединяют содержательную сторону сюжета.
И в это же время нужно сказать, что вариативность проявлений ОНР у дошкольников не заканчивается тремя уровнями.
Т.Б. Филичева указывает на это в ряде своих работ. В результате длительных исследований комплексного характера, направленных на изучение особенностей дошкольников с ОНР, автор выявила еще одну категорию – четвертую. У этих детей речевые дефекты стертые, их не всегда можно правильно диагностировать. И это несмотря на то, что они имеют стойкий и системный характер.
Этот уровень включает в себя незначительные нарушения в развитии всех компонентов системы языка, которое определяется во время глубокого логопедического обследования, если дети выполняют специально подобранные задания.
Поэтому стоит отметить, что это системное нарушение речи может быть выражено у дошкольников в разной степени. У некоторых детей полностью отсутствует речь общеупотребительного характера. У других же детей речь достаточно развернута, Однако имеет некоторые аграмматизмы и элементы недоразвития фонетики и фонематики. В это же время для всех уровней является общее условие – это отставание в развитии активности речевой деятельности, скудный лексического запаса, наличие аграмматизмов, недостаточно сформированный фонематический слух, часто возникающие дефекты в звукопроизношении.
Отставание восприятия
Для дошкольников, страдающих ОНР, вместе с нарушениями речи можно заметить отставания в развитии разных типов восприятия.
Они обладают низким уровнем сформированности главных свойств процессов внимания. Снижается их память, их способность запоминать. Дети обладают низким уровнем способности вспоминать что-либо. Их образное мышление отстает от нормального. У них наблюдаются проблемы в анализе и синтезе. Также можно заметить трудности в моторике.
Учитывая это, дети с ОНР сталкиваются с трудностями, которые касаются изучения грамоты. Многие авторы пишут о том, что между развитием речи детей и их степенью овладения грамотой наблюдается тесная связь.
Поэтому одна из самых главных задач коррекционной методики для дошкольников, страдающих ОНР, является обучение их грамоте.
Разные исследователи публиковали собственные подходы работы с детьми с ОНР. Сегодня многие из них получили широкое распространение среди логопедов, работающих в сфере коррекции речи.
Обучение грамоте детей с ОНР
Обучение грамоте у дошкольников по этим методика начинается с середины года подготовительной группы.
Реализуются следующие направления в работе:
- развиваются у дошкольников системы четко различаемых фонем, которые противопоставлены друг другу;
- дети обучаются произношению слов, имеющих разную слоговую структуру;
- дети учатся свободно применять полученные навыки в своей речевой активности.
Чтобы выполнить поставленные задачи, сначала с помощью специальных логопедических приемов проводится работа по исправлению произношения проблемных звуков. Также уточняется артикуляция имеющихся звуков. Развиваются навыки артикуляции с целью обеспечить эффективное решение логопедических задач.
Выделяется время для формирования фонематического восприятия. Также развивается слуховая память детей. Дошкольники учатся не просто слушать речь, но и различать ее отдельные компоненты и воспроизводить их. Также дети должны научиться воспринимать понятный для их речевой материал сравнивать свою речь с чужой.
Формирование артикуляции и восприятия
Формирование навыков артикуляции и восприятия фонематики происходит совместно с развитием синтеза и анализа состава звуков.
Упражнения по звуковому анализу и синтезу опираются на слуховые ощущения, что позволяет совершенствовать овладение речевыми навыками.
Это оказывает значительное влияние на введение в речь правильно отработанных в произношении звуков. Таким образом, эти упражнения дают возможность нормализовать процессы образования фонем и подготавливают дошкольников к изучению основ грамоты.
Нужно принимать во внимание то, что для дошкольников с ОНР свойственна склонность к постоянным отвлечениям. Снижена их наблюдательность к явлениям языка. Они плохо запоминают речевой материал. Также в их коррекционной системе предусмотрены упражнения, которые формируют их внимание и процессы запоминания. В середине занятий нужно устраивать небольшие динамические паузы.
Согласно исследованиям нескольких авторов, обычно у старших дошкольников, страдающих ОНР, заметно снижение готовности к изучению грамоты, чем у детей с нормальным развитием речи.
ОНР выражается в значительном отклонении от норм развития фонетических и фонематических систем. Это отрицательно влияет на мелкую моторику, нарушается пространственная ориентация, плохо работает чувство ритма.
Направления логопедической работы
Эти особенности побуждают сосредоточиться на следующих направлениях логопедической работы:
- Формирование фонематического восприятия. Дети пытаются узнавать неречевые и речевые звуки. Также дети учатся различать характеристика голоса на звуковом материале. Они различают слова, которые близки по звучанию. Дифференцируют фонемы и слоги. Формируются их навыки анализа звуков.
- Проводится работа над произношением звуков. Прежде всего нужно устранить все недостатки в произношении.
- Формируются навыки анализа звуков. Дети учатся вычленять из предложений слова, затем выделяют слоги и отдельные звуки. Также они учатся различать разные типы согласных по звонкости и мягкости. Учатся выделять звуки из слов. Также учатся объединять разные звуки в слоги. Затем из слогов составляют слова. Учатся определять, в какой последовательности звуки располагаются внутри слова, и какое количество слогов можно насчитать.
- Проводится работа по обогащению лексического запаса, формируется навык использования его. Дети учатся использовать разные методы словообразования. Например, меняют слова с помощью разных приставок. Или используют одну и ту же приставку к разным глаголам. Еще одно упражнение – это подбор слов с общим корнем. Очень много внимания уделяется активизации лексического запаса.
- Формирование грамматических умений. Главная задача этого направления – работа над использованием предлогов, изменение вида предложений.
- Формирование связности в речи. Ведется работа по формированию способности составлять рассказы, развивается навык пересказа коротких текстов.
- Формируется моторика. Дети учатся координировать движения, совершаемые пальцами рук. Также оттачиваются навыки графического письма и рисования. С помощью разных игр и упражнений дети развивают двигательные способности пальцев руки.
- Формирование чувства ритма и ориентации в пространстве.
Обсудим, каковы особенности обучения грамоте дошкольников, страдающих ОНР.
Обучение звукам и буквам
Л.Ф. Спирова считает, что первостепенной задачей является обучение звуковому и буквенному составу слов. При этом нужно соблюдать следующие условия:
- обучать детей нужно, опираясь только на те звуки, которые они произносят правильно;
- нужно предлагать им другой порядок изучения букв и звуков, который отличается от традиционной методики;
- обучение всех звуков проводится в замедленном темпе и длится примерно полтора года;
- формируется навык быстрого ориентирования в звуковом составе слов;
- нужно, чтобы весь словесный материал был для ребенка знаком;
- нужно проводить глубокую работу по развитию способности к морфологическому обобщению;
- нужно параллельно изучать буквы и звуки и вводить элементарные правила;
- одновременно изучается буква и ее параллельный звук;
- чтобы лучше узнать букву, нужно проанализировать состав ее элементов.
Методика Т.А. Ткаченко
Т.А. Ткаченко разработала методику преподавания грамоты дошкольникам, страдающим ОНР. В ней за основу взята принятая всем сообществом исследователей последовательность освоения букв и звуков, предложенная Г.А. Каше. Грамота при этом осваивается в течении двух лет: начиная в старшей группе и заканчивая подготовительной.
На первых этапах коррекционной практики дети дошкольного возраста, страдающие ОНР, получают ясные представления обо всех звуках, формируется способность их анализа и синтеза.
На втором году проводится работа по следующим направлениям:
- на первых же занятиях дети работают с буквенным изображением осваиваемых звуков, что помогает более быстр запоминать их;
- ведется работа по освоению структуры слов, которая проводится с помощью синтеза и анализа звукобуквенного состава;
- дети учатся читать по слогам;
- буквы называются в соответствии с тем, как произносятся звуки.
Стоит обратить внимание на авторскую программу по работе с шестилетними детьми, страдающими ОНР, разработанную Т.Б. Филичевой.
Эта методика предполагает активное использование материалов звуков, которые предварительно отрабатываются в произношении.
Основой этой программы является определенная последовательность работы с буквами. Эта последовательность, в свою очередь, основана на артикуляционной сложности в произношении. Обучение распределяется на периоды.
Период первый: развитие готовности к усвоению грамоты.
Период второй: первые занятия по обучению грамоте. Дети знакомятся с гласными буквами. Также они изучают согласные буквы. Учатся из разрезной азбуки складывать слоги. Учатся анализировать и синтезировать звуки. Учатся преобразовывать слова с помощью добавления разных звуков, их перестановки и чтения.
Период третий: изучение грамоты. Нужно расширять объем изучаемых букв и звуков более сложными. Дети учатся проводить работу со словами, в которых наблюдается стечение согласных. Они выполняют задания по определению того, какая буква пропущена в слове.
Они учатся читать слоги, составлять слова, переходят к слитному чтению, объяснению смысла прочитанного. Также они учатся разделять предложения на слова, определять их количество и порядок.
Содержание изучения грамоты основано на выполнении множества упражнений, которые имеют увлекательную игровую форму и содержат элементы соревнования.
Главное отличие системы преподавания грамоты дошкольникам, страдающим ОНР – это то, что процесс начинается во втором квартале средней группы.
Согласно Н. В. Нищевой ,детей учить грамоте нужно с подготовительной группы. Уже в этот период нужно выучить с ними весь алфавит русского языка.
Дети с ОНР уже в среднем дошкольном возрасте могут читать слова, которые состоят из двух слогов открытого типа.
Процесс изучения грамоты распределен согласно кварталам. Звуки изучаются одновременно с буквами, которые им соответствуют.
Во время всего периода обучения формируются навыки фонематического анализа.
Сегодня все описанные выше методики преподавания грамоты дошкольникам с ОНР широко применяются логопедами в нашей стране.