Сопровождение процесса развития связной устной речи у детей с ОНР

Для того чтобы сформировать связную устную речь у старших дошкольников, страдающих речевыми нарушениями, мы проработали разные виды монологической речи:

  • дети пересказывали готовый образец;
  • составляли рассказы на основе изображений;
  • работали над рассказом-описанием;
  • выполняли задания по творческому рассказыванию.

В процессе проводимых занятий дети знакомились с методами передачи информации в виде графики. Заместителями текста могут быть различные графические фигуры:

  • геометрические;
  • символические знаки, изображающие предметы в виде силуэтов и контуров;
  • графические планы;
  • контрастные рамки.

Роль заместителей текста первоначально играли различные фигуры из геометрии, которые могут напомнить по цвету или форме нужный предмет.

Например, вместо елочки можно нарисовать зеленый треугольник. Вместо мышонка – серый кружочек. Со временем дошкольники начинают выбирать фигуры-заместители без учета форм и цвета. В таком случае они ориентируются на качественные признак. Для этого применяются:

  • силуэты;
  • фигуры из геометрии;
  • картинки с изображением предметов.

Первое время мы обучали детей создавать описательны рассказы на основе уже предложенной схемы. Готовая схема демонстрировала, в какой последовательности нужно описывать события. Эти схемы также можно применять для того, чтобы не просто описывать выбранный предмет, но и для того, чтобы параллельно сравнивать два разных предмета.

Однако, если бы мы продолжили использование этих схем, то дети постепенно бы потеряли интерес к занятиям, а также не было бы прогресса в том, чтобы они самостоятельно учились логично и последовательно составлять описания.

Поэтому второй этап коррекционной работы мы изменили, и логопед теперь предлагал детям не готовые схемы-планы, а предлагал детям самим составлять эти схемы. Важно то, что дети были вовлечены в процесс составления схем, что оказало на них сильное педагогическое воздействие.

  1. Пересказ

Пересказ – это наиболее простой из всех видов заданий по формированию связных высказываний. Ведь перед выполнением задания детям предлагается ознакомиться с готовым образцом. Им нужно лишь внимательно слушать и выделять для себя наиболее важные мысли из услышанного. Также детям нужно уловить связи, а затем в соответствии со схемой самостоятельно составить рассказ. Роль плана на занятиях у нас играли наглядные модели.

Для того чтобы сформировать способность пересказывать текст, нужно научить детей следующим задачам:

  1. Ребенок должен понимать принцип замещения. То есть он должен уметь замещать персонажей специальными заменителями;
  2. Ребенок должен уметь фиксировать последовательность событий с помощью заместителей;
  3. Ребенок должен в своей речи рассказать последовательно о каждом эпизоде, опираясь на составленную модель из заместителей.

Сначала мы рассказывали детям знакомые им короткие сказки. Чтобы ребята научились по порядку рассказывать события из сюжета, мы демонстрировали им модели сказки. Сначала дети учились составлять подели вместе с педагогом.

Например, педагог зачитывает сказку «Репка», но делает это медленно, чтобы дети успевали выставлять заместители в нужном порядке. Важно добиться того, чтобы дети успевали манипулировать моделями параллельно со звучанием сюжета.

В качестве моделей мы использовали картинки, на которых изображены персонажи. Чуть позже мы усложнили задачу, и вместо нарисованных персонажей оказались символы, замещающие их.

Работа проводилась в следующие этапы:

  • сначала педагог зачитывал текст сказки, а дети его слушали;
  • во время чтения педагог размещал фигурки, обозначающие героев и участников сюжета. Дети таким образом визуализировали ситуацию, которая описывалась в сказке;
  • дальше педагог проводил с детьми беседу и пытался определить, насколько хорошо они поняли смысл прочитанного;
  • далее сюжет вместе с педагогом моделировался, а дети в этом принимали активное участие;
  • и только на этом шаге проводилась традиционная работа, которая проходила в формате диалога и осуществлялся пересказ текста так, чтобы каждый ребенок мог сформировать свой внутренний план сюжета;
  • непосредственно пересказ, выполняемый детьми. Во время пересказа дети вывешивали модели-заместители героев сюжета.

Мы выбирали небольшие сказки, потому что работа проводилась с детьми, страдающими общим недоразвитием речи. Длина текста составляла не больше 10 предложений. Мы следили за тем, чтобы сюжетная линия произведения была ярков выражена, в ней можно было определить конкретную проблему. Текст также должен был быть интересным для детей этого возраста.

Еще одной разновидностью пересказа, который мы использовали в коррекционной работе, является пересказ на основе картинок с сюжетом. Это позволяло добиться наглядного представления предметов и объектов.

Также на картинках были видны действия и отношения между объектами. Серия картинок позволяла определить последовательность описанных событий, что служило определенным планом будущего рассказа. Прежде чем приступить к выполнению задания, логопед демонстрировал готовый образец, чтобы дети могли услышать и взять на заметку готовые речевые средства.

Следующим шагом педагог предоставлял детям опорные сигналы. Их роль играли картинки с символическим изображением объектов или предметов рассказа. Это позволяло создать некий визуальный план сюжета, что помогало детям готовить связный рассказ.

Также мы провели несколько подготовительных упражнений. Их цель – помочь направить внимание детей на задания, дать возможность их восприятию впитывать сюжет рассказа. Для этого мы загадывали им загадки о героях произведения, давали уточнение понимания некоторых слов и фраз, а также показывали тематические иллюстрации.

Еще одним приемом, который мы использовали для развития внимания у дошкольников с речевыми дефектами, было применение детских рисунков. Этот метод также положительно повлиял на вербальное восприятие информации, способность к осмыслению текста и его запоминанию, дети развили навыки планировать свои высказывания.

Этот метод применялся уже после того, как мы разобрали определенный текст и дети пересказали его с помощью вопросов. Выделялось отдельное занятие, на котором мы просили детей нарисовать какой-нибудь фрагмент из сюжета сказки. Дети рисовали этот сюжет, а затем самостоятельно пересказывали его, опираясь на свой собственный рисунок.

  1. Рассказ, основанный на картинках с сюжетом.

Этот вид связной речи вызвал у детей особые трудности. Детям было сложно создать полно составить полноценный рассказ, даже когда им предоставлялся хороший наглядный материал в виде одной картинки с сюжетом, либо серии таких картинок. Обычно дети просто перечисляли то, что видели на картинке, но не были способны описать отношения персонажей и предметов и события, которые происходили на них.

Для того чтобы преодолеть эти проблемы, мы провели три этапа коррекционной работы:

  1. Помогли детям научиться выделять наиболее значимые элементы;
  2. Учили их находить связи между этими элементами;
  3. Учили детей объединять отдельные фрагменты в общий сюжет.

Для моделирования сюжета мы использовали силуэты для важных объектов и схематические изображения.

Чтобы обучить детей рассказыванию, опираясь на иллюстрации, мы выполнили следующие шаги:

  • моделировали речь, основываясь на внешние визуальные объекты;
  • моделировали речь, основываясь на планирование;
  • учили детей самостоятельно моделировать свою речь.

Мы использовали наглядные модели, которые состояли из изображений схематического вида, что позволяло упростить составление плана по картинкам с сюжетом.

Когда мы замечали, что дети лучше справлялись с составление связных рассказов и пересказов, то началась работа по формированию творческой связной  речи. Для этого мы побуждали детей самостоятельно придумывать начало для прочитанного рассказа, либо его конец.

Также побуждали детей придумывать новых героев и внедрять их в сюжет знакомой сказки. Также просили наделить некоторых персонажей сказки удивительными качествами. После этого просили детей полностью составить рассказ, основанный на всех этих изменениях.

Мы использовали следующие виды работы по сериям картинок с сюжетом:

  1. Ребята получают картинки из серии в произвольной последовательности. Также им дается план, в соответствии с которым нужно правильно расположить все картинки. Далее нужно составить рассказ.
  2. Педагог дает детям картинки для того, чтобы они сами определили их последовательность. После этого он начинает рассказ, опираясь на первую картинку. Дети должны продолжить этот рассказ по всей серии.
  3. Каждый дошкольник получает полную серию иллюстраций. Он должен сам расположить их в нужной последовательности, а затем составить по ним рассказ.
  4. Серия картинок смешивается, выдается по две или три карточки на ребенка. Дети начинают обмениваться картинками так, чтобы собрать всю серию.
  5. Ребята внимательно рассматривают каждую из серии картинок, выстраивают их в нужной последовательности, переворачивают все картинки и по памяти составляют рассказ.

После того, как дошкольники составили рассказ, они должны были придумать название.

На первых порах мы предоставляли детям готовый образец, далее задавали вопросы, вместе с ними составляли рассказ, после чего стимулировали их к тому, чтобы самостоятельно придумать продолжение, опираясь на готовые наглядные модели.

После того, как ребенок приобретал опыт в формировании речевых высказываний, мы просили его подготовить развернутый рассказ, основанный на модели, которая включала в себя до 10 наглядных элементов. Дети должны были сами выбирать модели и наглядные опоры.

Детям очень понравились эти занятия. Видно было, какой эмоциональный восторг они испытывали, когда сами работали с моделями, учились рассуждать и даже спорить.

После проведения работы по развитию устной связной речи у дошкольников мы провели повторную диагностику на те же задания.

Результаты были несколько иного характера.

По заданию №1 были получены следующие результаты.

Таблица 8 — Результаты выполнения задания №1

Высокий уровеньСредний уровеньНизкий уровень
Кол-во%Кол-во%Кол-во%
1161,2633,315,5

Таким образом, после выполнения первого задания, мы обнаружили, что все дети пересказывали без особых трудностей, правильно определяли последовательность появления героев. Практически каждый ребенок не имел проблемы в связности речи.

Эксперимент показал, что дети обладали очень развитой фразовой речью. Фразы в основном были длительными, структура фраз была правильной, языковые средства использовались в достаточно большом количестве.

Нарушений смысла рассказа не наблюдалось, связи в рассказе не терялись. Пересказ составлялся без помощи педагога, дети пользовались сложными предложениями.

По заданию №2 были получены следующие результаты.

Таблица 9 — Результаты выполнения задания №9

Высокий уровеньСредний уровеньНизкий уровень
Кол-во%Кол-во%Кол-во%
1372,2527,800

Таким образом, дети не нуждались в поддержке, сами определяли нужную картинку или элемент этой картинки. Детям было не сложно перейти от одного изображения к другому. Рассказ не прерывался, ребенок не нуждался в помощи, чтобы его восстановить. Дети не пропускали важные моменты действия.

Анализ полученных результатов продемонстрировал то, что дошкольники не испытывали сложности в раскрытии наглядного сюжета, им легко было обобщить нарисованную сюжетную ситуацию.

Ошибки в грамматическом строе речи также не наблюдались.

По заданию №3 были получены следующие результаты.

Таблица 10 — Результаты выполнения задания №10

Высокий уровеньСредний уровеньНизкий уровень
Кол-во%Кол-во%Кол-во%
950844,515,5

Анализ полученных результатов продемонстрировал, что дошкольники научились легко самостоятельно строить высказывания в виде простых и сложных фраз. Они не нуждались в том, чтобы им задавали вопросы, отвечая на которые они могли обозначить действие.

Активный запас слов был хорошо развит, чтобы максимально полно раскрыть суть сюжета.

По заданию №4 были получены следующие результаты.

Таблица 11 — Результаты выполнения задания №4

Высокий уровеньСредний уровеньНизкий уровень
Кол-во%Кол-во%Кол-во%
1161,2633,315,5

Таким образом, детям было легко составить описательный рассказ любимой игрушки, которую принесли с собой на диагностику. Детям было легко сохранить в памяти большой объем данных, также им легко далось задание сохранить порядок событий. Их лексика была богатой, что помогало полноценно составить описание.

По заданию №5 были получены следующие результаты.

Таблица 12 — Результаты выполнения задания №5

Высокий уровеньСредний уровеньНизкий уровень
Кол-во%Кол-во%Кол-во%
1055,6633,3211,1

Исследование по пятому заданию продемонстрировало то, что во всех отрывках рассказа дети составляли хорошие фразовые ответы. Большинство детей употребляло очень длинные фразы в своих рассказах.

Проанализировав рассказы дошкольников мы заметили, что это задание было для них очень легким. Дети легко планировали свои речевые высказывания. Они достаточно длинными фразами строили свои высказывания, составляли развернутый рассказ, при этом не теряли важные мысли.

По заданию №6 были получены следующие результаты.

Таблица 13 — Результаты выполнения задания №6

Высокий уровеньСредний уровеньНизкий уровень
Кол-во%Кол-во%Кол-во%
1161,2633,315,5

Это задание детям показалось не сложным. Детям было легко определить, каков замысел у рассказа, как правильно передать последовательность развития сюжета. Также было легко реализовать рассказ в виде речи.

В результате мы получили общий балл по всем заданиям, который равен 36,4. Этот уровень указывает на высокую степень развития связной речи. Данные результаты свидетельствуют об эффективности проведенной работы по развитию устной связной речи у детей с ОНР.

Логоправ
Добавить комментарий

Adblock
detector