Средства профилактики дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи

Хотя навыки письма начинают формироваться в школе, профилактику дисграфии нужно выполнять намного раньше, еще до того, как дети начали обучаться грамоте. Это позволит вовремя обнаружить и устранить факторы, вызывающие дисграфию. Ведь эта проблема не возникает сама по себе. И не проходит тоже. Необходимо ее вовремя диагностировать и устранить.

Формирование слуховой функции у детей с ОНР

Чтобы ребенок с ОНР смог успешно усвоить навыки письма, нужно формировать у него слуховую функцию. Ребенок должен быть способен четко дифференцировать близкие по звучанию звуки, анализировать и синтезировать слова, хорошо ориентироваться в пространстве, владеть звуковой составляющей речи, иметь хороший словарный запас, развитую моторику и уметь связно высказываться.

Работая с детьми, которые страдают ОНР, нужно развивать у них целый комплекс языковых средств, формировать их применение в речи.

Эту работу направляют на психическое развитие детей, их память и внимание, интеллект и волевую эмоциональную сферу. Это значит, что нужно формировать те качества и функции, без которых не получится полноценно овладеть речевым поведением. Также нужно помочь детям перейти на следующий уровень развития речи и интеллекта – начать писать правильно.

Поэтому лучше уже в дошкольный период проводить профилактические мероприятия по борьбе с дисграфией. Без работы логопеды эта проблема не исчезнет сама по себе. Лишь грамотная коррекционная работа поможет быстрее преодолеть все факторы, которые приводят к нарушениям письма и к снижению успеваемости в школе.

Работу логопед должен проводить последовательно.

Первый этап носит подготовительный характер. Необходимо подготовить артикуляционный аппарат ребенка к развитию артикуляционных привычек. Нужно развить у детей потребность в общении, в формировании словаря. Также нужно заниматься коррекцией голоса и дыхания.

Формирование сенсорных функций

Важная задача – это формирование сенсорных функций. Нужно учить ребенка анализировать звуки, развивать у него слуховое восприятие, помогать ему анализировать и воспроизводить ритм.

Приемы работы подбираются в зависимости от того, насколько развита речь ребенка. Если отсутствуют речевые средства общения у детей, сначала нужно стимулировать голосовые реакции, помогать ребенку подражать разным звукам, которые обладают значимостью для ведения коммуникаций.

Следующий этап – это развитие первичных навыков произношения в процессе коммуникаций. В этот период нужно формировать процессы речевого общения и анализа звуковой составляющей речи. Нужно корректировать нарушения в артикуляции: расслаблять мышцы ребенка, формировать силу голоса, корректировать дыхание, формировать артикуляционные движения и праксис.

Чтобы не допустить дисграфию в артикуляции, нужно развивать четкую дифференциацию звуков на слух до тех пор, пока дети не начнут правильно писать автоматически. Поэтому нужно использовать методики, которые бы позволили ребенку осознать разницу в звучании. Для этого используют методы более яркого подчеркивания этой разницы.

Профилактика акустической дисграфии

Чтобы не допустить акустическую дисграфию, нужно помочь ребенку различать мягкие и твердые, а также глухие и звонкие звуки. Если ребенок не способен проводить такую дифференциацию, он будет в письме заменять буквы и не сможет полноценно усвоить некоторые грамматические правила. Например, дети не способные различать твердые и мягкие согласные, нес могут пользоваться правилами написания согласных на письме.

Это же относится и к глухим или звонким согласным. Если дети не способны их дифференцировать на слух, то они не смогут усвоить правило правописания их в центре или конце слова, а также не смогут правильно писать многие приставки.

Профилактика артикуляторно-акустической дисграфии

Чтобы решить проблему артикуляторно-акустической дисграфии, нужно работать с развитием четкой дифференциации звуков на слух. Для этого используются подобные упражнения, что и в предыдущем случае.

Очень важно на этом этапе работать над развитием способности к синтезу и анализу фонематической стороны слов, что даст возможность школьнику правильно находить сомнительные звуки внутри слова. До тех пор, пока этого не произошло, не получится избавиться от буквенных замен во время письма.

Единственный правильный способ преодолеть дисграфию – это научить ребенка синтезировать и анализировать звуковой состав слов, а также весь речевой поток.

Только в этом случае можно будет отчетливо представить себе звуковой состав любого слова и не сомневаться в том, что ребенок сможет обозначать его буквами и правильно произносить последовательность этих букв.

Перед тем, как учить детей делить предложения на отдельные слова, нужно научить их определять количество этих слов. Большое внимание нужно уделять тому, может ли ребенок заметить союзы и предлоги, которые пишутся всегда отдельно и являются настоящими словами. Чтобы было проще этого достичь, можно воспользоваться графическими схемами, в которых отображены все слова, входящие в состав предложения.

Работая с графическими схемами, дети будут учиться записывать предложения с заглавной буквы, отображающейся в схеме в виде вертикальной палочки. А в конце они будут учиться ставить точку.

Дети будут понимать, что между разными словами в письме нужно ставить интервалы, что союзы и предлоги нужно писать отдельно от слов, которые с ними связаны.

Подобным образом детей можно учить делить слова на отдельные слоги и отдельные звуки. Чтобы это суметь сделать, дети должны уметь разграничивать согласные и гласные и выделять внутри слова гласные звуки.

Профилактика зрительно-пространственных представлений

Чтобы избавиться от оптической дисграфии, нужно формировать у школьника зрительно-пространственные представления. Это позволит ему увидеть то, как отличаются в начертании разные буквы.

В процессе формирования способности к различению букв активно используются следующие приемы:

  • буквы складываются из отдельных элементов;
  • трансформация одних букв в иные;
  • лепка проблемных букв с помощью пластилина;
  • написание проблемных букв в воздухе;
  • можно просить детей выстригать эти буквы из картона;
  • просите ребенка обводить контуры тех букв, которые ему сложно писать;
  • определение букв, которые неправильно располагаются в пространстве;
  • определение букв, которые накладываются друг на друга;
  • определение букв, которые написаны разными шрифтами;
  • практика написания букв по диктовку воспитателя.

Каждое это упражнение позволяет направить внимание ребенка на особенности написания похожих букв, к тому какие в них имеются различия и как помочь ребенку усвоить их грамотное написание. Важно, чтобы ребенок выполнил достаточно много упражнений и закрепил навык навсегда.

Необходимо, чтобы у ребенка сформировались устойчивые образцы правильного написания слов, к которым он затем будет самостоятельно «подгонять» все иные схожие по типу окончания.

Также нужно предоставить ребенку возможность поработать с достаточным числом упражнений, таких как диктовка, списывание окончаний, написание слов в нужной грамматической форме.

Отработка артикуляции

Также с дошкольниками необходимо отрабатывать артикуляцию тех фонем, которые сложнее всего им даются. При этом нужно предупредить возможную замену звуков схожими по фонетике. Для этого нужно развивать у детей образное восприятие речи других людей. Если малыши меняют местами слоги или пропускают их, это говорит о том, что у них есть предпосылки для формирования дисграфии в будущем.

Уже в детском саду логопед должен тщательно исследовать свободную речь детей. Коррекция помогает создать ясные стереотипы того, как должны произноситься слова. Это позволяет ребенку усвоить не только устную, но и письменную речь.

Воспитатель может формировать способности ребенка мыслить образно и пространственно. После того, как была завершена коррекционная работа, дети снова участвуют в тестировании, чтобы определить их текущий уровень развития речи.

Подготавливая детей к школе, нужно правильно выбирать методику обучения. Наиболее эффективным является метод работы с дидактическими играми. Это один из главных способов оказывать на детей обучающее воздействие. Ведь игра остается в этом возрасте основным типом деятельности дошкольника.

Профилактика дисграфии посредством игр

Невозможно переоценить значение игр. Игра наделена очень сильными креативными и развлекательными возможностями. В этом и заключается ее феномен. Она одновременно выполняет функции отдыха и развлечения. Она может перерасти в творчество и обучение, иметь терапевтический эффект, быть моделью человеческих отношений в труде.

Главное занятие для любого дошкольника – это игра. Во время игр можно придумывать много разных увлекательных заданий. Поэтому лучшее средство профилактики дисграфии – это внедрение дидактических игр.

Любая дидактическая игра подчинена своей структуре. Структура – это главные компоненты, которые превращают игру в форму обучения, совмещенную с игровой деятельностью. Можно выделить несколько структурных составляющих игры: задача, действия, правила и результат.

Проводя игры, нужно сохранять все их элементы структуры, ведь именно с их помощью можно решить дидактические задачи.

Дидактическая игра – это целый педагогический процесс. Она связана с разными формами обучения. Игра – это неотъемлемая часть воспитательного процесса. В обучении нужно использовать игры систематически и целенаправленно. Именно такой подход должен стать ключевым для устранения факторов развития оптической дисграфии.

Формирование фонематического восприятия в дидактических играх

Самая главная задача обучения грамоте – это формирование у ребенка фонематического восприятия, то есть способности различать не только речевые звуки, но и качество этих звуков.

Логопед должен вырабатывать у детей способность анализировать слова, то есть выделять в них слоги, а в слогах выделять отдельные звуки. Уже в подготовительной группе нужно учить детей анализировать то, как составляются разные предложения, нужно познакомить их с каждой буквой алфавита, научить выкладывать из этих букв целые слова.

Те методы обучения, которые выбирают воспитатели, оказывают мощное влияние на процесс подготовки ребенка с ОНР к обучению в школе. Наиболее эффективные методы – это применение дидактических игр, как одного из способов оказывать обучающее воздействие на ребенка. Тем более, что это до сих пор остается одним из главных видов деятельности старшего дошкольника.

Таким образом, дидактические игры позволяют достичь одновременно двух целей: обучать детей и играть с ними. Первая цель стоит перед взрослым, а вторая перед ребенком. Дополняя друг друга, они позволяют объединить усилия обеих сторон, что положительно влияет на развитие ребенка.

Дидактические игры должны проводиться так, чтобы соблюдались следующие принципы:

  • они должны быть основаны на программном материале;
  • они должны вовлекать детей в процесс коррекции тактильного и зрительного анализаторов;
  • нужно использовать пособия, которые внешне для детей выглядят привлекательными;
  • нужно, чтобы количество пособий и игровые условия, которые в них используются, вовлекали детей в процесс коррекции.

Чтобы избавиться от факторов, способствующих развитию дисграфии, нужно во время занятий обучать детей грамоте и базовым методикам предупреждения нарушений в письменной речи.

Формирование артикуляторной и акустической дисграфии

Чтобы устранить факторы, способствующие артикуляторной и акустической типов дисграфии, нужно выполнить следующие советы.

В процессе развития дифференциации звуковых пар на слух самым главным считается то, чтобы ребенок мог подчеркнуть различия между рассматриваемыми звуками. Он должен убедиться в том, что слышит два разных звука, а не один.

Так как ребенок не способен различать на слух звуки, слух в этой системе становится очень слабым звеном. Поэтому опираться нужно на что-то более сильное – например, зрение. Ведь любая звуковая пара отличается не только по тому, как она звучит, но и по тому, как расположены артикуляционные органы во время произношения звуков.

Так как эти органы имеют различное положение, это приводит к разному звучанию. Поэтому нужно изначально обращать внимание детей к тому, как органы артикуляции располагаются при произношении каждого звука.

Следующая задача – очень ярко подчеркнуть то, какая разница существует в звучании разных звуков. Для этого можно сначала отождествлять эти звуки с теми, которые часто звучат в природе. Природные звуки воспитатель должен произносить длительно и утрированно.

Также можно описывать различия словесно. К примеру, если ребенок на слух не различает звуки Ж и З (Ш и С), то звконкую букву можно отождествлять со звоном, жужащую с жужащнием, а глухую с шелестом или свистом. Иногда ребенку помогают забавные фразы, демонстрирующие то, как именно звучат те или иные звуки.

Затем можно поиграть с детьми в «жука и комара». Рот нужно закрыть экраном, чтобы ребенок не мог зрительно воспринимать, что вы произносите по губам. Воспитатель жужжит или пищит. А ребенок должен определить, какое насекомое сейчас «звучит».

Подобным образом поступают и с другими звуковыми парами.

После того, как ребенку много раз объяснили и продемонстрировали различия, которые есть в звучании этих пар, остальные пары будут усваиваться им намного проще, ведь ухо уже настроилось на процесс дифференциации.

Затем нужно переходить к различению речевых звуков, что для детей более доступно и понятно.

Но научить детей дифференцировать на слух лишь произносимые изолированно звуки – этого недостаточно. Нужно обязательно научить ребенка чувствовать разные звуки, которые входят в состав слова. Это пригодится ему как в устных высказываниях, так и в письменной речи.

Затем нужно проводить дидактические игры, чтобы выработать у детей способность безошибочно определять любые смешиваемые звуки в словесном составе.

Работа по профилактике оптической дисграфии

Профилактика этого вида недоразвития письменной речи проявляется в том, чтобы не допустить факторов, влияющих на ее появление. Необходимо преодолеть отставание в формировании у ребенка пространственных зрительных представлений, а также синтеза и зрительного анализа.

Нужно учитывать данные обследования каждого конкретного ребенка. И работать нужно именно над теми недостатками, которые выявлены у детей. Из обследования, которое было проведено нами, видно, что у дошкольников часто сложности вызывают пространственные представления.

Оречевление признаков пространства позволяет поднять восприятие дошкольником пространства на новом более качественном уровне. Степень сформированности этих представлений – очень важный показатель того, насколько ребенок готов к обучению в школе.

Дидактические игры, которые используются для того, чтобы узнавать буквы в сложных ситуациях, позволяют детям создавать в воображении стойкие образы букв, хранящиеся в их памяти несмотря ни на что. Это и есть главный способ не допустить развитие оптической дисграфии, которая как раз и развивается в результате неусточивости таких представлений.

Чтобы устранить факторы, вызывающие дисграфию, нужно развивать у детей простейшие типы синтеза слов и анализа звуков.

Также в дошкольный период дети могут делить предложения на отдельные слова, синтезировать новые слова, подвергать звуковому и слоговому анализу. В результате при обучении грамоте ребенок может встретиться со сложностями, которые приводят к появлению изучаемого нами типа дисграфии. И факторы, вызывающие ее, будут устранены.

Профилактика аграмматической дисграфии

Главный способ борьбы с предпосылками для этого типа дисграфии является регулярная работа над формированием грамматической системы у детей. О том, что эта система сформирована должным образом, свидетельствует своевременное исчезновение аграмматизмов детей в их устных высказываниях.

Чтобы обеспечить полноценное развитие грамматического строя речи у дошкольников, нужно решить такие задачи:

  1. Помогать ребенку освоить новое значение смысла каждой формы грамматики.
  2. Обучить ребенка самостоятельно создавать грамматические формы по имеющемуся образцу.
  3. Дать ему множество однотипных образцов форм грамматики.

Затем можно привести дидактические игры, задача которых развивать системы по всем этим направлениям и этим устранять предпосылки для дисграфии.

Оценки
( Пока оценок нет )
Логоправ!
Добавить комментарий