Пунктуационные умения — какие упражнения использовать?

Для развития навыков пунктуации разработаны специальные упражнения, которые основаны на принципах списывания и диктанта.

Упражнения на развитие пунктуационных умений

Упражнение на поиск признаков смыслового отрезка, которые требует выделения с помощью знака препинания. Для выполнения этого упражнения подготавливается материал. Ученик должен найти в нем языковое явление, которое сигнализирует о том, что в предложении есть смысловой отрезок, содержащий в себе указанное значение.

Поиск смыслового отрезка, который требует пунктуационного выделения. Для этого нужно провести семантический анализ предложения и найти в нем дополнительную информацию. Ученик должен произнести смысловой отрезок, указать на его границы и описать его значение.

Упражнение, в котором нужно выделить с помощью знаков препинания смысловой отрезок.

Эти упражнения помогают подготовить учеников к развитию у них способности расставлять пунктуационные знаки во время письма при записывании чужих и личных высказываний.

Еще один тип упражнения – это списывание. Дети переписывают готовый текстовый материал, выраженный в виде разрозненных предложений или готового текста. При этом они выполняют задания на пунктуацию. Когда дети списывают, у них включается в работу зрительная память. Причем упражнение можно давать в облегченном и в усложненном виде.

Облегченное списывание проявляется в том, что нужно просто переписать дидактический материал таким, каков он есть, не внося никаких изменений в пунктуацию или синтаксис. Ученик учится находить смысловые отрезки и объяснять, почему в них применяются те или иные пунктуационные знаки.

Задания на пунктуацию

Во время списывания, дети могут получать следующие задания:

  • найти в тексте смысловой отрезок и указать, какой именно смысл в него включен;
  • перечислить условия, в которых выбирается место для пунктуационного знака;
  • объяснить, почему был поставлен или не был поставлен знак препинания.

Списывание с осложнением – это процесс переписывания текста, который содержит ошибки синтаксического или пунктуационного плана. Дидактический материал выдается с пропущенными пунктуационными знаками, в неправильно сконтруированной форме.

Оба случая предполагают то, что ученик должен найти место для того или иного знака и подобрать подходящий знак препинания.

Задания на усложнение

Когда ученики работают с осложненными упражнениями, они могут получать следующие задания:

  • расставить пунктуационные знаки, которые были пропущены;
  • расставить те знаки препинания, которые пропущены в смысловом отрезке или для разделения однородных членов;
  • поменять местами смысловые отрезки и расставить подходящие знаки препинания;
  • вставить в предложение подходящий смысловой отрезок согласно задания и подобрать для него нужные знаки препинания.

Диктанты – это еще одна разновидность упражнений пунктуационного характера. Это упражнение подразумевает, что дети на слух будут записывать текст. При этом они должны самостоятельно расставлять знаки препинания в подходящих местах.

Диктант в развитии пунктуационных умений

Диктант обладает рядом обучающих функций:

  • ученик пытается осмыслить дидактический материал, чтобы понять, как этот смысл передать с помощью знаков препинания;
  • ученик развивает способность предвидеть нужные пунктуационные знаки.

Типы диктантов

Чтобы развивать навыки использования пунктуации, применяются следующие типы диктантов: творческий, выборочный и полный.

Полный диктант подразумевает то, что учитель диктует текст без изменений. Ученик опирается на анализ предложения, определяет смысловые отрезки, находит место для знака препинания.

Выборочный диктант подразумевает то, что ученик будет записывать диктуемый текст неполностью. Он записывает только те предложения, в которых есть смысловые отрезки, названные преподавателем.

Творческий диктант подразумевает, что ученик будет частично изменять предложение, включая в него определенные смысловые отрезки.

В любом типе пунктуационного диктанта ученики должны выполнять задания по нахождению смысловых отрезков и их выделению с помощью знаков пунктуации.

Для развития пунктуационных способностей с помощью написания собственных текстов, можно использовать такие упражнения:

  • диктант с продолжением (сначала ученики пишут готовый текст под диктовку, а затем сами придумывают для него продолжение и записывают его, соблюдая правила пунктуации);
  • сочинение или изложение;
  • сочинение, основанное на картине, личном наблюдении или на художественном произведении.

Пунктуационные упражнения

Пунктуационные упражнения обладают высоким потенциалом. Но нельзя использовать их все во время одного занятия. На это просто не хватит времени. Да и ученики будут перегружены.

Поэтому учитель должен создать подходящую комбинацию из нескольких заданий в зависимости от изучаемой темы и уровня подготовленности учеников. Помимо работы с пунктуацией в этих упражнениях дети должны списывать, писать под диктовку или выполнять творческую работу с текстом.

Если эти условия будут соблюдаться, это поспособствует успешному формированию пунктуационных навыков у младших школьников.

Изучая исследования известных педагогов и опираясь на личный опыт, который был приобретен во время практической педагогической деятельности, мы предлагаем несколько рекомендаций, которые помогут повысить уровень пунктуационного навыка у младших школьников:

  • предлагать детям дополнительные задания, которые помогают более глубоко понять правила пунктуации;
  • внедрять в образовательный процесс систему развивающего обучения;
  • формировать способность детей к самообразованию, развивать у них желание получать новые знания;
  • учитывать потребности учеников и их интересы при выборе заданий;
  • использовать разные материалы, которые бы не просто формировали пунктуационный навык, но и развивали кругозор учеников.

Итак, можно сделать следующее заключение: если в своей деятельности педагог систематически внедряет разные упражнения на пунктуацию, то это приводит к следующим положительным результатам:

  • у учеников развивается система научных взглядов;
  • формируется письменная и устная речь;
  • дети усваивают базовые нормы литературного языка;
  • формируются прочные навыки использования родного языка, правописания, грамматики, стилистики и т.п.

Чтобы выстроить эффективную систему обучения пунктуации, необходимо выявить наиболее типичные ошибки в пунктуации, которые допускают дети каждого класса.

Анализ ошибок учащихся поможет определить причину их возникновения, что позволит построить эффективную методику работы.

Другие правила на постановку запятых перед словами:

Формирование у школьников пунктуационных умений

Нужна ли запятая до и после «согласно»

«Как» – что за слово и нужна ли перед ним запятая?

Оценки
( Пока оценок нет )
Логоправ!
Добавить комментарий

  1. Евгения

    Пунктуация порой вызывает больше затруднений, чем орфография. Статья позволит методически грамотно выстроить работу по данной теме

    Ответить