Знакомимся с буквой Д

Буква Д в алфавите занимает пятое место. Но это относится лишь к кириллическим славянским алфавитам. Хотя употребляется она и в других языках.

История буквы Д

Церковно-славянское название этой букве «добро».

Внешность буквы Д заимствована из греческой буквы под названием «дельта», которая выглядит треугольником. Только вот ножки у печатного греческого варианта отсутствуют.

А вот на письме лапки прорисовываются.

Некоторые задаются вопросом, почему у печатной буквы Д две лапки, а на письме прописывают лишь один хвостик вниз.

Произошло это где-то в 14-17 веках. Тогда в русском языке началось формирование скорописи. И буквы алфавита начали терять некоторые свои изящные элементы.

Так произошло и со строчной Д. Она слегка округлилась, завитушки у неё поотваливались, а вместо этого снизу вырос хвостик-петелька.

Интересно, что в рукописях того времени, когда формирование письменной буквы Д ещё только совершенствовалось, наблюдалось сразу два хвостика: сверху и снизу. Но вырисовывать такое чудо-юдо было не в правилах скорописи, поэтому верхний хвостик решили отсечь раз и навсегда.

Так буква приобрела тот вид, к которому мы привыкли сейчас.

И в 18 веке Петром Первым буква Д с одним хвостиком внизу была официально утверждена. Основанием к такому решению стало то, что две нижние лапки у буквы Д как бы остались, просто соединились в петлю.

Вариант с верхним хвостиком тоже оставался в ходу. Стали выбирать: либо нижний хвостик, либо верхний.

Именно написание буквы Д с верхним хвостиком-петлёй был популярен среди высокообразованных людей. Лев Толстой писал букву Д с верхней петлёй.

Простые же люди быстро перестроились на Д с нижней петелькой.

Буква Б занимает в русском алфавите второе почётное место. В глаголице она соответствует числовому значению 2.

В церковно- и старославянском алфавите ее называют «букы» или «буки», что в переводе означает «буква».

Буква Д — пятая с начала, двадцать девятая с конца алфавита относится к парным звонким согласным. Её пара звук [Т] — глухой согласный.

В начале слова и середине буква Д звучит звонко, а в конце слова оглушается, так что уже слышен её парный звук Т.

Пример: дерево — ведро — огород.
В последнем слове мы слышим Т вместо Д.

В церковно- и старославянской азбуке называется «Добро».

Пришла в кириллицу из Византии, где её подруга «дельта» писалась «лапками вниз», как и современная буква Д.

Стихи про букву Д

Буква Д как добрый дядя
С города Улан-Удэ.
Деткам дарит он игрушки,
И печеньки, и ватрушки,
И стишок на букву Д.

Ты послушай, мой дружок,
Этот коротенький стишок.

«Долбит дятел древесину,
Перепрыгнул на осину.
Раз долбил и два долбил.
Только клювик занозил».

Звук Д

Буква Д передаётся звуками [д] и [д`]. Если буква находится в конце слова или после неё идёт глухой согласный, то Д оглушается. В этом случае мы слышим [т] и [т`]: «род», «гладь».

Звук Д является согласным, смычным. Это язычно-зубной звук, взрывной мгновенный, звонкий ротовой.

Когда звук произносится изолированно, губы находятся в разомкнутом положении.

Резцы немного раздвинуты, язык напряжён.

Сначала образуется небольшая смычка между кончиком языка с верхними резцами, при этом боковые стороны языка соприкасаются с верхними коренными зубами.

Далее смычка как бы взрывается, и воздушная струя выходит наружу.

Мягкое нёбо в приподнятом положении. Связки сомкнуты, в момент смычки они слегка вибрируют.

Положение губ, работа языка и края резцов видимы.

Струя воздуха осязается в виде толчкообразного движения, гортань вибрирует.

Диагностика произношения Д

Из-за несформированности в детском возрасте артикуляционного аппарата звук Д может путаться с другими звуками: Т, Б или даже Г.

Встречаются следующие дефекты при произношении Д:

  1. Оглушение: Д — Т. Причиной оглушения является то, что артикуляция при Д схожа со звуком Т, а в результате недостаточной сформированности фонематического восприятия или дефектного развития речевого аппарата в целом звук заменяется на глухой парный Т. Дефект устраняется с помощью фонемы Б. В этом случае необходимо начинать постановку звука от слова БА.
    Произносим БА-БА, быстро, не делая пауз. Поднимаем язычок вверх, он продолжает работать БА-ДА, БА-ДА.
    Теперь Д становится более звонким, и в конце получаем ДА-ДА-ДА.
  2. Открытая гнусавость Д-Н. Нёбная занавеска слегка опущена, кончик языка пассивен, нет толчкообразных воздушных потоков изо рта, только сплошная струя воздуха из носовой полости. Необходимо устранить передачу воздушной струи через нос, а направить воздух через рот. Струя воздуха должна идти взрывно, толчками.
  3. Щёлкающее Д. Отрабатывать теми же способами, что и при 1 и 2 дефекте, добиваясь движения воздушной струи толчками, через ротовую полость.

Чтобы выявить недостатки звукопроизношения Д, следует провести небольшое диагностическое тестирование.

  1. Проговаривая предложения, где Д встречается довольно часто, попросить ребёнка повторить то, что он услышал. Можно взять такую фразу: Даша Дане дала дудку.
  2. Показать ребёнку несколько картинок, где изображены предметы или живые объекты, названия которых начинаются на Д или Дь. Затем ребёнок произносит, что изображено на иллюстрациях. Можно взять картинки с нарисованными: дети, дом, дятел, доска и т.п.
  3. На столе разложены картинки. Взрослый просит найти, показать и назвать любую из них. Все рисунки изображают предметы с названием на Д-Дь.

Причины нарушения произношения Д-Дь

Самыми распространёнными причинами того, что у ребёнка не получается проговаривать Д-Дь, являются:

  • не поставленная артикуляция речевых органов;
  • не развит фонематический слух (малыш даже не различает звуки);
  • плохой пример звукопроизношения (если рядом кто-то неправильно произносит звуки, сюсюкает «по-детски»);
  • плохая двигательная активность челюсти, проблемы с развитием речевого аппарата (например, при дизартрии).

В любом случае необходимо пройти логопедическое обследование у специалиста, если заметны любые нарушения со звуком Д.

Правильная артикуляция звука Д

  1. Губы в нейтральном положении, полностью расслаблены. Промежуток между резцами и губами примерно 4-5 мм. В зависимости от идущей за Д гласной постановка может быть скорректирована.
  2. Кончик язычка упирается в верхнюю часть нёба, прикасаясь к альвеолам (это небольшие бугорки за верхним рядом передних зубов).
  3. Опустить мягкую часть нёба.
  4. Вызвать вибрацию гортани.
  5. Сомкнуть голосовые складочки, добавить немного голоса.

После работы с артикуляцией начинаем постановку звука. Начинаем с подготовительных занятий, включающих артикуляционную и дыхательную гимнастику.

Постановка звука Д

Чтобы речь ребенка была чистой и правильной, а окружающие его понимали,нужно чтобы все звуки произносились чётко. Относится это ко всем буквам алфавита, ко всем звукам, которые они образуют.

Некоторые звуки произносятся сразу без изъяна, другие же никак не хотят усваиваться. Такие звуки необходимо сначала поставить, затем автоматизировать и закреплять в речи.

Постановка звука проводится после того, как отработана артикуляция звука, речевые органы подготовлены.

Для постановки используют следующие методы:

1. Подражание. Ребёнок рядом со взрослым напротив зеркала. Взрослый показывает, как произносить звук. Ребёнок повторяет. Сначала тренируются с гласными звуками (да-до-ду-ды) для твёрдого Д и (де-ди-дю-дя) для мягкого Дь.

2. Механический метод. Произносится «Б» — язык между губами. Логопед с помощью шпателя придавливает кончик язычка и заводит его за верхние зубы.

Эти способы эффективны для занятий ребёнка с близкими людьми, чтобы малыш чувствовал себя спокойно.

Вызывание звука Д

Чтобы вызвать звук, нужно брать его не изолированно, а в сочетании с гласным.

Например: ада, ида, уда.

Гласная тянется, голос начинает изменяться, начинается ассимиляция, произносится звонкий Д.

Артикуляционная гимнастика

1. Нижняя челюсть. Открываем рот довольно широко и начинаем жевательные движения. Упражнение повторять в течение 15 секунд.

2. Губы и щёки.

  • губы сомкнуть, набрать в рот воздух. Начинать как бы полоскание рта, как будто чистим зубы;
  • изобразить фырканье лошади;
  • надувание губ (верхнюю, нижнюю).

3. Язык.

  • упражнение «Грибок»: широкая улыбка, рот открыт. Язык в плоском состоянии присасывается к нёбу за верхними резцами. Держать в этом положении 10-15 секунд;
  • упражнение «Лошадка». Цоканье языком по нёбу, как будто издаём стук лошадиных копыт по каменной дорожке;
  • упражнение «Качели». Рот открыт (широко), зубы обнажены. По очереди язык заходит то за нижние, то за верхние зубы. Повторять 5-6 раз.

4. Мягкое нёбо. Воспроизведение гласных звуков на выбор взрослого.

Дыхательная гимнастика

Чаще всего рекомендуется использовать гимнастику по Стрельниковой. Но она допустима для занятий с детьми от 7 лет. И выполнять её следует под контролем взрослых, лучше специалиста.

1. Упражнение «Ладошки». Стоя прямо, согнуть руки в локтях, показывая ладошки взрослому. Руки сжимаются на вдохе в кулак, на выдохе разжимаются. Дыхание производится через нос. Задание выполняют 5 раз.

2. Упражнение «Погончики». Стоя прямо, руки сжать в кулак и прижать к поясу. Вдох — кулачки в пол, постепенно разжимая. Выдох — исходная позиция. Выполнение 5 раз.

3. Упражнение «Насос». Из положения «стоя» наклон вперёд, руки свисают. Как бы накачиваем шину. При вдохе наклон вперёд. При выдохе — исходное положение.

Для малышей подходят дыхательное упражнение «Трубочка». Вытягиваем губки вперёд. Вдох — через нос, выдох — через трубочку. Выполнять 5 раз.

Любое дыхательное упражнение необходимо выполнять под контролем специалиста и только после консультации с врачом.

Чистоговорки с буквой Д

Да-да-да-да: ой, горячая вода.
Ду-ду-ду-ду: я купаться не пойду.
Ди-ди-ди-ди: ты купаться не ходи;
Ды-ды-ды-ды: посижу я у воды.

Буква Д в разных языковых системах
Оценки
( Пока оценок нет )
Логоправ!
Добавить комментарий