Древнеримская риторика

Искусство риторики в Древнем Риме появилось под влиянием греческого наследия. Умение быть хорошим оратором стало не только необходимым навыком уважающего себя человека того времени, но и превратилось в целый культ и даже науку.

Считалось, что в бою римлянин служит своему государству благодаря щиту и мечу, а на трибуне он служит благодаря слову. «Искусность в речах» была идеалом, к которому стремились все.

Пиком развития риторики в Древнем Мире принято считать речи Марка Туллия Цицерона (103 — 43 гг. до н.э.). Цицерон заявил о себе в качестве оратора, выступив с критикой в адрес правителя Суллы. Не всем понравились громкие высказывания Марка Туллия и ему пришлось на время покинуть Рим.

Зато по возвращению, он был принят в сенат, где прославился своими политическими речами. Любовь к Цицерону приобрела такие масштабы, что он стал республиканским консулом и впоследствии был награжден титулом «отец отечества».

Тремя главными трудами Цицерона, посвященными риторике как искусству были трактаты «Об ораторе», «Оратор» и «Брут». В первом своей работе автор, на основе наследия своих предшественников, кратко и четко сформулировал основные положения ораторства как учения — так называемые каноны.

При работе над речью, по мнению Цицерона, оратор должен был последовательно пройти три основных этапа:

  1. Изобретение, создание речи.
  2. Расположение частей речи.
  3. Украшение речи с помощью средств художественной выразительности.

Благодаря созданию данных канонов были сформулированы основные разделы риторики как науки: inventio — изобретение, dispositio — расположение, elocutio — украшение, actio — произнесение и memoria — память. Именно на эти разделы, в дальнейшем, будут использованы для обучения риторике уже в европейском обществе.

Если Цицерон был рассветом ораторского искусства, то творчество другого известного деятеля было его закатом. Марк Фабий Квинтиллиан (36-96 гг. н.э.) создал 12-ти томный труд под названием «Наставление в ораторском искусстве», где обобщил весь свой многолетний опыт.

В этой работе он формулирует такие важные с научной и образовательной точки зрения вещи как умение получать эмоциональный отклик от слушателя, создания настроения, обосновал значение коммуникативных задач сообщения и убеждения. С технической точки зрения он много говорил о вопросах стиля и композиции.

На протяжении всего периода античной истории риторика была не только наукой и необходимым умением, но и, выйдя за рамки, превратилась уже в образ мыслей.

Однако во время кризиса Римской Империи ораторство постепенно утратило свое значение и превратилось уже не в искусство, а в более формальную, пусть и довольно красноречивую, манеру речи.

Логоправ
Добавить комментарий

восемнадцать + восемь =

Adblock
detector